Отменена пеня по налоговому долгу по НДФЛ и откорректирована карточка налогоплательщика

2014 — 2018 годы были щедры на прощение кредитов клиентам банковских учреждений. В результате такого прощения — у заемщиков возникала обязанность платить налог с доходов физических лиц (НДФЛ) и военный сбор с дополнительного блага в виде прощенного кредита.

А по результатам не подачи декларации и проведенной проверки, налоговая насчитывала не только налог и штраф, но и пеню.

В то же время, как оказалось, рассчитывает такую ​​пеню налоговый орган вопреки требованиям Налогового кодекса — не с момента выявления нарушения и согласования налогового обязательства.


Вот фабула реального дела:

ГУ ГНС в Запорожской области было проведен документальная внеплановая выездная проверка оплаты налога с доходов физического лица по признаку дохода «126» по 2016 год.

По результатам проведенной проверки составлен акт, которым установлены якобы нарушении требований налогового кодекса, в результате чего доначислено военный сбор за 2016, а также налог на доходы физических лиц за 2016 год.

В октябре 2018г., нашим клиентом были оплачены вышеуказанные суммы долга в полном объеме. 

Однако, несмотря на это, налоговой был начислен размер пени за несвоевременную уплату штрафных санкций по уведомлениям-решениями  в сумме  46493,15 грн. 

Когда мы обратились в налоговую с запросом, в котором просили сообщить основания для начисления пени, а также предоставить расчет ее начисления, то получили ответ из которого усматривалось, что в интегрированной карточке налогоплательщика автоматически начислена пеня по налогу на доходы физических лиц по результатам годового декларирования  в сумме 42916,75 грн. по налогу на доходы физических лиц и 3576,40 грн.  по оплате военного сбора.  

При этом, налоговый орган рассчитал пеню с 01.08.2017г., поскольку по его мнению налогоплательщик должен был самостоятельно подать налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах за 2016 до 1 мая 2017г. Соответственно до 01 августа 2017г. уплатить налоговые обязательства. 

В то же время, с таким расчетом налоговой, после консультаций с нами, не согласился уже наш клиент.

Согласно п. 57.3 ст. 57 Налогового кодекса Украины в случае определения денежного обязательства контролирующим органом по основаниям, указанным в подпунктах 54.3.1 — 54.3.6 пункта 54.3 статьи 54 настоящего Кодекса, налогоплательщик обязан уплатить начисленную сумму денежного обязательства  в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения , кроме случаев, когда в течение такого срока такой налогоплательщик начинает процедуру обжалования решения контролирующего органа.

В соответствии с подпунктом 14.1.175 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины налоговый долг — сумма согласованного денежного обязательства, не уплаченного налогоплательщиком в установленный этим Кодексом срок, и непогашенной пени, начисленной в порядке, определенном этим Кодексом.

Согласно п. 129.1 ст. 129 указанного кодекса начисление пени начинается: в порядке п.п. 129.1.1  ст. 129 Налогового кодекса Украины  (при начислении суммы денежного обязательства, определенного контролирующим органом по результатам налоговой проверки) — начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогоплательщиком налогового обязательства, определенного настоящим Кодексом (в том числе по период административного и / или судебного обжалования).

С процитированной нормы закона четко и однозначно следует, что законодателем предусмотрено начисление пени в порядке п.  129.1.1  ст. 129 Налогового кодекса Украины  по решениям контролирующего органа, принятыми по результатам налоговой проверки.

Согласно п. 129.4. Налогового кодекса Украины, на суммы денежного обязательства, определенного подпунктами 129.1.1 и 129.1.2 пункта 129.1 этой статьи (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени) и в других случаях определение пени в соответствии с требованиями закона , когда ее размер не установлен, начисляется пеня за каждый календарный день просрочки уплаты денежного обязательства, включая день погашения, из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на каждый такой день.

При этом, начисление пени начинается исключительно после наступления момента согласования денежного обязательства по налогу (сбору), в нашем случае через 10 дней после получения ППР.

В спорных правоотношениях пеня была начислена контролирующим органом в связи с проведением налоговой проверки, выявлением факта занижения плательщиком денежных обязательств по налога (сбора), вынесением собственных решений об определении денежных обязательств плательщика, то есть в порядке п.п. 129.1.1 ст. 129 Налогового кодекса Украины.

Итак, поскольку налоговые уведомления решения были получены нашим клиентом в сентябре 2018г., обязанность по оплате наступила на следующий рабочий день после 10 дня со дня получения НУР. 

При таких обстоятельствах, мы обратились в суд с иском, в котором попросили признать противоправными действия налоговой о начислении в интегрированной карте плательщика налогов пени и обязать налоговую службу откорректировать данные интегрированной карточки физического лица путем исключения пени в размере 42916,75 грн. по налогу на доходы физических лиц и пени в размере 3576,40 грн. по военному сбору.

Судом был удовлетворен наш иск в полном объеме.

29.05.2020

У Вас есть вопросы или Вы готовы договориться о встрече?

Вы можете задать вопрос через форму на сайте или связаться с нами любым удобным Вам способом