Отменен в суде протокол по ст. 164 КУпАП

Относительно нашего клиента должностными лицами ГУ ГНС в Запорожской области, в следствие проведения налоговой проверки возглавляемого клиентом компании, составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 164 КУпАП в результате якобы хранения предприятием топлива без лицензии.

Ответственность по этой статье кодекса, в виде штрафа, начинается от 17 000 грн.

По фабуле данного дела, 23.11.2018 года был принят закон Украины № 2628-VIII, которым установлена ​​необходимость наличия лицензии на оптовую торговлю топливом. Согласно заключительных и переходных положений закона, изменения вступают в силу с 1 июля 2019 года.

Итак, внесенные в законодательство изменения, в том числе о необходимости иметь лицензию, начали действовать 01.07.19р. и до этой даты ни одна норма закона не обязывала бизнес предварительно, до вступления закона в силу, совершать действия, направленные на получение лицензии.

Более того, согласно Закона «лицензии на право оптовой торговли горючим выдаются сроком на пять лет органом исполнительной власти, уполномоченным Кабинетом Министров Украины».

Такой исполнительный орган был определен постановлением КМУ №545 от 19.06.19г. «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра субъектов хозяйствования, которые получили лицензии на право производства, хранения, оптовой и розничной торговли горючим, и мест производства, хранения, оптовой и розничной торговле горючим и внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины», которым были внесены изменения в пункт 6 перечня органов лицензирования, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 5 августа 2015 № 609 и определен ГФС Украины органом, который выдает лицензии на оптовую торговлю топливом.

Таким образом, по состоянию на 01.07.19г. не было ни законодательных оснований получать такую ​​лицензию, ни органа, который бы должен был ее выдавать.

В то же время, наш клиент, еще до вступления в силу изменений в законодательство, обратился в ГФС Украины с заявлением на получение соответствующей лицензии — а именно письмами от 21.06.2019г. и от 25.06.19г.

Несмотря на это, налоговый орган решил, что наш клиент совершил провонарушение, составил и направил в суд протокол.

Нами были поданы в суд возражения, в которых мы, помимо прочего, ссылались на постановления Верховного Суда, в которых изложена правовая позиция относительно привлечения к ответственности за получение, хранение и реализацию топлива без получения соответствующей лицензии за период июль — сентябрь 2019 ( то есть за период с момента введения лицензирования, определения органа лицензирования, до момента физической возможности получения лицензии субъектом хозяйственной деятельности).

Так, Верховный Суд в постановлениях № 580/1550/20 от 01.12.2020 г. указывает: «промедление со стороны государства в лице его органов исполнительной власти (КМУ, ГФС) по определению органа лицензирования и соответственно уменьшения субъекту хозяйствования срока для реализации права на получение лицензии до вступления в силу норм Закона №2628 о лицензировании, привело бы к необходимости остановки деятельности субъекта хозяйствования. В частности, предприятия имели 18 дней для подачи соответствующего заявления, в то время как органу лицензирования Законом предоставлено 20 дней на рассмотрение заявления о получении лицензии.

Указанные действия органов исполнительной власти является примером нарушения принципа «надлежащего управления», которые привели к помехам в хозяйствовании для добросовестных плательщиков».

Соответственно, поскольку судебная практика, в частности Верховного Суда в постановлениях от 04.11.2020 по делу № 160/10203/19, от 01.12.2020 по делу № 580/1550/20, от 22.12.2020 по делу № 400/4113/19, от 28.01.2021 по делу № 120/4046/19 подчеркивает именно отсутствие вины субъектов хозяйствования при осуществлении хозяйственной деятельности без лицензии на хранение топлива (в промежуток времени с момента введения лицензирования, определения органа лицензирования, до момента физической возможности получения лицензии субъектом хозяйственной деятельности), вследствие неправомерных действий органов государственной власти, то и утверждать о наличии в действиях нашего клиента состава административного правонарушения невозможно.

Суд согласился с нашими доводами и на основании ст. 247 КУпАП закрыл производство по делу об административном правонарушении в результате отсутствия состава административного правонарушения.

13.08.2021

У Вас есть вопросы или Вы готовы договориться о встрече?

Вы можете задать вопрос через форму на сайте или связаться с нами любым удобным Вам способом