Как Запорожская налоговая считает «льготные» метры по налогу на недвижимость. И почему она ошибается.
Очередным ноу-хау от Запорожских налоговиков стала массовая рассылка налоговых уведомлений-решений по платежу «Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, уплаченный физическими лицами, являющимися собственниками объектов жилой недвижимости».
В соответствии с подпунктом 266.4.1 пункта 266.4 статьи 266 НК Украины база налогообложения объекта / объектов жилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности физического лица — налогоплательщика, уменьшается:
а) для квартиры / квартир независимо от их количества — на 60 кв. метров;
б) для жилого дома / домов независимо от их количества — на 120 кв. метров;
в) для различных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их долей (в случае одновременного нахождения в собственности налогоплательщика квартиры / квартир и жилого дома / домов, в том числе их частей) — на 180 кв. метров.
В то же время, согласно подпункту 266.5.1 пункта 266.5 статьи 266 НК Украины , ставки налога для объектов жилой и / или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, устанавливаются по решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных общин , созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий общин, в зависимости от местоположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, не превышающем 1,5 процента размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 квадратный метр.
Одновременно, согласно п. 266.4.2. НКУ, сельские, поселковые, городские советы и советы объединенных территориальных общин, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий общин, устанавливают льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории, с объектов жилой и / или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических или юридических лиц, общественных объединений, благотворительных организаций, религиозных организаций Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, и используются для обеспечения деятельности, предусмотренной такими уставами (положениями). Льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории с объектов жилой и нежилой недвижимости, для физических лиц определяются исходя из их имущественного положения и уровня доходов. Льготы по налогу,который уплачивается на соответствующей территории с объектов нежилой недвижимости, устанавливаются в зависимости от имущества, являющегося объектом налогообложения.
Соответственно, решением Запорожского городского совета от 28.01.2015 года № 5 «Об установлении налога на имущество (в части налога на имущество, отличное от земельного участка)» установлено налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка и определены его элементы.
Решением Запорожского городского совета № 30 от 26.02.2016 внесены изменения в Положение о налоге на имущество (в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка), утвержденного решением городского совета от 28.01.2015 № 5 согласно которому установлена нулевая ставка налога для квартиры / квартир, общая площадь которых не превышает 120 кв.м., дома / домов, общая площадь которых не превышает 250 кв.м.
Таким образом, вполне логично, что поскольку размер налога и льготы по его уплате устанавливается именно местными властями, которая установила 120 кв.м. для квартир — и платить налог для квартир, не превышающих эту площадь (90% квартир) не нужно.
Однако, как мы неоднократно отмечали, законы логики не входят в состав налогового законодательства, поэтому налоговыми органами не применяются. Итак, позиция ГУ ГНС в Запорожской области — Запорожский городской совет не может устанавливать льготы в большем размере, чем предусмотрено Налоговым кодексом (60 кв.м.), а следовательно направляет налогоплательщикам НУР.
Что дальше?
Трудно поверить, но это возмутило даже чиновников и Запорожский городской совет составил обращение к Запорожской налоговой . Которое, конечно было проигнорировано.
А дальше самое интересное — суды пока занимают сторону именно налогоплательщиков и отмечают о неправомерности таких решений налоговых органов (например дела — 280/6212/19, 280/781/20, 280/6653/20 ).
Но какое количество жителей пойдет в суд? А какая решит «не морочить голову» за 500-600 грн …
В то же время, если вы решили все же судиться с налоговой — мы готовы включить ваши расходы на нашу работу в состав расходов на юридическую помощь и взыскать с налоговой эту сумму 🙂
Подробно о том, как мы судимся с налоговой, можно почитать здесь , наши контакты неизменны.