Вопросы о налоговых проверках

Имеет ли право налоговый орган проводить внеплановую проверку предприятия на основании жалобы на него, полученной от другого предприятия?
* * *

Да, имеет. В соответствии с пп. 78.1.9 НК одним из оснований для проведения внеплановой налоговой проверки является получение органом ГНС жалобы о непредставлении таким налогоплательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил ее заполнения.

Правда, следует заметить, что такая проверка может проводиться, только если субъект хозяйствования не дал пояснений по этому вопросу органу ГНС и не подтвердил их документально в течение 10 дней с момента получения письменного налогового запроса.

Налоговый запрос должен быть подписан руководителем (его заместителем) органа ГНС, содержать перечень запрашиваемой информации и подтверждающих ее документов, основания для направления запроса, а также отвечать требованиям, изложенным в п. 9 и 10 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 27.12.10 г. №1245. В противном случае согласно п. 16 данного порядка налогоплательщик освобождается от обязательства предоставлять ответ на такой запрос.

Запрос может быть направлен налогоплательщику по почте письмом с уведомлением о вручении по налоговому адресу или выдан под подпись уполномоченному лицу субъекта хозяйствования (п. 73.3 НК).

Таким образом, основными условиями проведения такой проверки являются: наличие письменной жалобы от покупателя и непредставление субъектом хозяйствования в органы ГНС пояснений по ней в течение 10 дней с момента получения запроса.

Имеет ли право налоговый орган продлевать срок проверки или приостанавливать ее? Если да, то в каких случаях?
* * *

Да, орган ГНС может продлевать или приостанавливать проверку. В зависимости от вида (плановая, внеплановая или фактическая) проверкаможет продлеваться по решению руководителя ГНС на следующий срок (ст. 82 НК):

• плановая проверка крупных налогоплательщиков – не более чем на 15 рабочих дней, СМП – не более чем на 5 рабочих дней, других налогоплательщиков – не более чем на 10 рабочих дней;
• внеплановая проверка крупных налогоплательщиков – не более чем на 10 рабочих дней, СМП – не более чем на 2 рабочих дня, других налогоплательщиков – не более чем на 5 рабочих дней;
• фактическая проверка – не более чем на 5 суток.

Основания для продления срока проверки прописаны только для фактической проверки.

К ним, в частности, относятся (п. 82.3 НК):

• заявление субъекта хозяйствования (при необходимости представления им документов, касающихся вопросов проверки);
• сменный режим работы или суммированный учет рабочего времени предприятия и/или его хозяйственных объектов.

Следовательно, плановые и внеплановые проверки могут продлеваться по любым основаниям, которые сочтет уместными руководитель органа ГНС.

Налоговый орган может приостановить только плановую и внеплановую проверки крупного налогоплательщика (с объемом дохода от всех видов деятельности за последние 4 последовательных налоговых (отчетных) квартала, превышающим 500 млн грн., или общей суммой уплаченных в бюджет налогов за такой же период более 12 млн грн.) на срок не более 30 рабочих дней.

Решение о приостановлении проверки принимает руководитель налогового органа, он же издает приказ, копия которого не позднее следующего рабочего дня вручается налогоплательщику под подпись (п. 82.4 НК).

Является ли основанием для проведения внеплановой проверки подача уточняющего расчета к ранее представленной налоговой декларации?
* * *

Да, является. По сравнению с перечнем оснований для проведения внеплановой проверки, приведенным в ст. 111 Закона от 04.12.90 г. №509-ХІІ «О государственной налоговой службе в Украине», в пп. 78.1.3 НК появилось новое основание для организации такой проверки – представление налогоплательщиком в орган ГНС уточняющего расчета по соответствующему налогу за период, который уже проверялся органом ГНС.

В принципе это вполне закономерное требование, так как подача уточняющего расчета чаще всего связана с появлением у субъекта хозяйствования новых документов, с которыми проверяющие не были ознакомлены во время проверки.

В каких случаях и на какой срок налоговый орган может наложить административный арест на имущество налогоплательщика?
* * *

В соответствии с п. 94.2 НК арест имущества может быть применен при наличии одного из следующих обстоятельств:

• налогоплательщик нарушает правила отчуждения имущества, находящегося в налоговом залоге;
• физическое лицо, имеющее налоговый долг, выезжает за границу;
• налогоплательщик отказывается от проведения документальной проверки при наличии законных оснований для ее проведения или от допуска к проверке должностных лиц органа ГНС;
• у субъекта хозяйствования отсутствуют свидетельство о госрегистрации, разрешения (лицензии), торговые патенты, сертификаты соответствия регистраторов расчетных операций;
• субъект хозяйствования не зарегистрирован как налогоплательщик в органе ГНС;
• налогоплательщик, получивший налоговое уведомление или имеющий налоговый долг, совершает действия по переводу имущества за пределы Украины, его сокрытию или передаче другим лицам;
• налогоплательщик отказывается от проведения проверки состояния сохранности имущества, находящегося в налоговом залоге;
• налогоплательщик не допускает налогового управляющего для составления акта описи имущества, передаваемого в налоговый залог, или акта описи имущества для его продажи.

Отметим, что последних двух оснований не было в пп. 9.1.2 Закона от 21.12.2000 г. №2181-ІІІ «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее – Закон №2181).

Решение руководителя органа ГНС об административном аресте должно быть согласовано с судом. Если в течение 96 часов суд не примет решения о признании ареста обоснованным, административный арест имущества налогоплательщика прекращается (п. 94.10 и 94.19 НК). То есть НК установлен минимальный срок ареста имущества, а предельный срок ареста не регламентирован.

Напомним, до вступления в силу НК арест имущества налагался по решению руководителя органа ГНС на срок до 96 часов с возможностью продления по решению суда (пп. 9.3.3 Закона №2181).

Изменилась ли процедура обжалования решений налогового органа? Если да, то в чем именно заключаются новшества?
* * *

Да, изменилась. Во-первых, система обжалования из трехуровневой стала двухуровневой, то есть теперь жалоба на решение органа ГНС сразу подается в вышестоящий орган (п. 56.3 НК). Ранее согласно пп. 5.2.2 Закона №2181 первая жалоба подавалась в тот же налоговый орган, который принимал решение.

Во-вторых, прежде все жалобы вышестоящим органам подавались через обжалуемый налоговый орган, а сейчас субъект хозяйствования подает жалобу напрямую в вышестоящий орган, однако он должен уведомить об этом налоговый орган, решение которого обжалуется.

В п. 56.4 НК закреплено положение о том, что во время процедуры административного обжалования обязанность доказывания правомерности решения возлагается на налоговый орган.

Ранее согласно пп. 4.2.3 Закона №2181 в случае определения суммы налогового обязательства контролирующим органом доказывать ошибочность такого начисления должен был налогоплательщик.

Сроки подачи жалобы на налоговое решение остались прежними, но на основании п. 56.14 НК они могут быть продлены, если налогоплательщик в течение установленных сроков:

• находился за пределами Украины;
• находился в плавании на морских судах за границей Украины в составе команды (экипажа) таких судов;
• находился в местах лишения свободы по приговору суда;
• имел ограниченную свободу передвижения в связи с заключением в тюрьму или нахождением в плену на территории других государств или вследствие других обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально;
• был признан по решению суда безвестно отсутствующим или находился в розыске в случаях, предусмотренных законом.

Кроме того, появилось еще одно основание для окончания процедуры административного обжалования (пп. 56.17.5 НК) – обращение налогоплательщика в контролирующий орган с заявлением о рассрочке, отсрочке налоговых обязательств, которые ранее обжаловались.

Считается ли срок от начала окончания процедуры административного обжалования до начала процедуры судебного обжалования поводом к тому, что налоговое обязательство станет согласованным?
* * *

Да, считается. Это связано с тем, что согласно п. 56.17 НК день окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования денежного обязательства налогоплательщика.

В то же время в соответствии с другой нормой НК, изложенной в п. 56.18 при обращении налогоплательщика в суд с иском о признании недействительным налогового решения обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.

Пользуясь таким пробелом в НК (отсутствие у налогоплательщика возможности обжалования налогового решения в течение 10 дней с момента получения такого решения), орган ГНС может признать налоговое обязательство согласованным. Поэтому до законодательного урегулирования данного вопроса или до получения разъяснения налоговых органов рекомендуем подавать в суд иск о признании решения органа ГНС недействительным в течение 10 дней с момента получения обжалуемого решения.

На другие интересующие вас вопросы вы можете получить ответы в рамках юридического обслуживания вашего бизнеса или заказав консультацию по налоговому праву.

Дата актуализации статьи – 2014г.

20.10.2014

Если статья была Вам полезна, Вы можете поделиться ею:

У Вас есть вопросы или Вы готовы договориться о встрече?

Вы можете задать вопрос через форму на сайте или связаться с нами любым удобным Вам способом