Close

14.01.2017

Проверка госпожнадзор и СЭС

IyCAGBtmBzqlkQwQ

Чтобы общение с должностными лицами контролирующих органов проходило в позитивном ключе, нужно знать полномочия проверяющих, а также свои права и обязанности. Сегодня поговорим о нюансах проведения проверок органами Госпожнадзора и санитарно-эпидемиологической службой (СЭС), которые являются достаточно частыми гостями субъектов хозяйствования.

В тоже время, считаем, что наиболее эффективным является сопровождение проверки адвокатом.

Общие правила для проверок

При проверках, которые могут быть как плановыми, так и внеплановыми, органы Госпожнадзора [постановлением КМУ от 28.03.11 г. №346 Государственный департамент пожарной безопасности ликвидирован, а его функции возложены на Государственную инспекцию техногенной безопасности.] и СЭС должны подчиняться нормам Закона от 05.04.07 г. №877-V (далее – Закон №877). Напомним основные требования к проведению проверок, установленные этим Законом (ст. 5, 6).

Проверка госпожнадзор и СЭС

Проверка госпожнадзор и СЭС

Чтобы общение с должностными лицами контролирующих органов проходило в позитивном ключе, нужно знать полномочия проверяющих, а также свои права и обязанности. Сегодня поговорим о нюансах проведения проверок органами Госпожнадзора и санитарно-эпидемиологической службой (СЭС), которые являются достаточно частыми гостями субъектов хозяйствования.

В тоже время, считаем, что наиболее эффективным является сопровождение проверки адвокатом.

Общие правила для проверок

При проверках, которые могут быть как плановыми, так и внеплановыми, органы Госпожнадзора [постановлением КМУ от 28.03.11 г. №346 Государственный департамент пожарной безопасности ликвидирован, а его функции возложены на Государственную инспекцию техногенной безопасности.] и СЭС должны подчиняться нормам Закона от 05.04.07 г. №877-V (далее – Закон №877). Напомним основные требования к проведению проверок, установленные этим Законом (ст. 5, 6).

Плановая проверка
Годовой или квартальный план-график, утвержденный руководителем соответствующего органа государственного надзора (контроля)
Высылается не позднее чем за 10 дней до начала проверки
Не более 15 рабочих дней (далее – р.д.), а для субъектов малого предпринимательства – не более 5 р.д.
Продление сроков не допускается

Внеплановая проверка
1. Подача СПД заявления о проведении проверки по его желанию.
2. Выявление и подтверждение недостоверности данных, отраженных СПД в документах обязательной отчетности.
3. Проверка выполнения СПД предписаний, распоряжений или других распорядительных документов об устранении нарушений требований законодательства, выданных по результам плановой проверки.
4. Обращение физлиц и юрлиц по факту нарушения СПД требований законодательства (при наличии согласия центрального органа исполнительной власти на его проведение).
5. Непредставление в установленный срок документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также непредставление письменных объяснений таких причин
Не высылается
Не более 10 р. д., а для для субъектов малого предпринимательства – не более 2 р.д.
Продление сроков проверки не допускается

Условия допуска. Перед проверкой проверяющие должны предъявить направление на проверку, служебные удостоверения и сделать запись в Журнале регистрации проверок, который ведется на предприятии (ст. 7 Закона №877). СПД имеет право не пропускать проверяющих на предприятие, если уведомление о проведении плановой проверки не получено, не предъявлены служебные удостоверения или ненадлежащим образом оформлено направление на проверку.

Периодичность проведения плановых проверок зависит от степени риска СПД. Критерии, по которым оценивается степень риска, определяет каждый из органов надзора (контроля) в своей сфере ведения.

Проверки органами Государственного пожарного надзора

Право государственных инспекторов пожарного надзора проводить в любое время в присутствии собственника или его представителя пожарно-технические обследования и проверки предприятий, учреждений, организаций, зданий, сооружений, новостроек и других подконтрольных объектов независимо от форм собственности закреплено в ст. 7 Закона от 17.12.93 г. №3745-ХII (далее – Закон №3745).

Особенности плановых проверок

Частота проведения плановых проверок, как уже говорилось выше, зависит от критериев степени риска. В сфере пожарной безопасности критерии для определения степени риска субъектов хозяйствования установлены постановлением КМУ от 14.11.07 г. №1324. Согласно этому постановлению при высокой степени риска плановые проверки проводятся ежегодно, при средней – один раз в 3 года, незначительной – один раз в 5 лет.

К высокой степени риска относятся:

• промышленные и складские здания (сооружения), которые принадлежат к категориям «А» или «Б» по взрывопожарной опасности независимо от площади, и промышленные и складские здания, которые принадлежат к категории «В» по пожарной опасности, площадью 500 м2 и больше;
• объекты с массовым нахождением людей (аэропорты, вокзалы, станции метрополитена);
• высотные дома (выше 47 м);
• ското- или птицеводческие комплексы (более 1 тыс. голов скота или 100 тыс. голов птицы);
• подземные сооружения; объекты строительства, капитального ремонта, переоснащения и т.п.

К средней степени риска – промышленные и складские здания, категории «В» по пожарной опасности, площадью менее 500 м2, здания повышенной этажности (с условной высотой, от 26,5 до 47 м включительно), объекты временного или постоянного содержания скота или птицы (до 1 тыс. голов скота или 100 тыс. голов птицы), сельскохозяйственные и фермерские хозяйства с наемными работниками, объекты торговли, общественного питания, предприятия бытового обслуживания.

К незначительной степени риска относятся дачные, садоводческие, гаражные кооперативы, жилые дома высотой до 26,5 м, небольшие одноэтажные передвижные сооружения, которые не имеют закрытого помещения для пребывания людей, или же стационарные сооружения, которые имеют такие помещения для временного пребывания людей, по внешнему контуру имеют площадь до 30 м2, изготавливаются из облегченных конструкций и устанавливаются временно, без фундамента.

Особенности уведомления о плановой проверке: если у СПД есть помещения, которые сдаются в аренду, то арендатор также должен быть уведомлен о дате и времени проведения плановой проверки (непосредственно органом Госпожнадзора или арендодателем), чтобы присутствовать во время ее проведения (пп. 3.3.8 Инструкции, утвержденной приказом Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 06.02.06 г. №59, далее – Инструкция №59).

В ходе плановых проверок осуществляется осмотр территорий, зданий, сооружений и помещений, проверяется работа пожарно-технической комиссии (создаются на предприятиях с количеством работающих 50 и более человек – ст. 5 Закона №3745), а также изучаются документы или осматриваются предметы, которые касаются обеспечения пожарной безопасности (пп. 3.3.2 Инструкции №59).

Особенности внеплановых проверок

Внеплановые проверки СПД со средней и незначительной степенью риска не проводятся, если они заключили договор добровольного страхования ответственности перед третьими лицами (за исключением проверок объектов строительства) и при этом выполняют постановления о применении предупредительных мер и предписания, выданные по результатам плановой проверки (пп. 3.3.13 Инструкции №59).

Оформление результатов проверок

Если по результатам проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, оформляется акт проверки – в порядке, установленном Инструкцией №59 (пп. 3.3.14). В последний день проверки 2 экземпляра акта подписываются проверяющим и руководителем объекта (уполномоченным им лицом). К акту проверяемый может написать свои замечания или возражения.

На основании акта проверки в течение 5 р. д. после ее завершения составляется предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которое вручается руководителю проверяемого объекта или направляется ему заказным письмом либо передается в канцелярию субъекта хозяйствования (пп. 3.3.15 Инструкции №59). В предписании также отражаются мероприятия по устранению недостатков в работе администрации для обеспечения пожарной безопасности проверяемых объектов.

Если проверяемый не согласен с предложенными мероприятиями или сроками их выполнения, он может обжаловать предписание, обратившись в вышестоящий орган или к должностному лицу Госпожнадзора в 10-дневный срок со дня вручения предписания.

Ответственность

За нарушение установленных требований пожарной безопасности могут быть применены:

• предупредительные меры (прекращение работы предприятия, отдельных производств, оборудования, эксплуатации зданий, помещений и т.п. до полного устранения нарушений) в порядке, определенном Инструкцией, утвержденной приказом Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций от 21.10.04 г. №130. Постановления о применении указанных мер принимаются в течение 5 р. д. с момента составления акта проверки только главными государственными инспекторами пожарного надзора. Эти постановления в 5-дневный срок со дня их вручения могут быть обжалованы в органе Госпожнадзора или в суде. Причем подача жалобы не прекращает исполнения постановления (п. 5.3 Инструкции №130);

• финансовая ответственность (штраф, налагаемый на субъекта хозяйствования согласно ст. 35 Закона №3745). Поскольку на сегодня конкретные размеры штрафа и порядок его применения законодательством не определены, такая мера ответственности пока не применяется;

• административная ответственность, установленная ст. 120, 175, 1888КУоАП;

• уголовная ответственность, предусмотренная ст. 270 Уголовного кодекса (если в результате пожара причинен вред здоровью, погибли люди либо нанесен имущественный ущерб в крупном или особо крупном размере).

Избежать ответственности можно только в случае тщательного соблюдения всех требований пожарной безопасности. А для этого прежде всего необходимо изучить обязанности предприятия по обеспечению пожарной безопасности, которые определены в ст. 5 Закона №3745. В частности, субъекты хозяйствования обязаны:

• содержать в исправном состоянии средства противопожарной защиты и связи, пожарную технику, оборудование и инвентарь, не допускать их использования не по назначению;

• внедрять автоматические средства выявления и тушения пожаров;

• организовывать обучение работников правилам пожарной безопасности (государственный инспектор пожарного надзора может проверить, как на предприятии ведется журнал учета инструктажей по вопросам пожарной безопасности);

• представлять по требованию государственной пожарной охраны сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объектов и производимой продукции;

• проводить служебное расследование случаев пожара.

Обратите внимание: если помещение арендовано, то указанные обязанности в отношении арендованного имущества могут быть возложены как на арендодателя, так и на арендатора – это определяется сторонами в договоре аренды. В зависимости от того, как распределены обязанности по обеспечению пожарной безопасности в договоре аренды, и будет возлагаться ответственность – на арендодателя или на арендатора.

В соответствии со ст. 2 Закона №3745 обеспечить пожарную безопасность предприятий, учреждений, организаций обязаны их руководители и уполномоченные ими лица (если иное не предусмотрено соответствующим договором).

Что касается вновь созданных предприятий, то до начала своей работы им необходимо получить разрешение в органе Госпожнадзора (ст. 10 Закона №3745). Без такого разрешения также нельзя внедрять новые технологии, передавать в производство образцы новых пожароопасных машин, механизмов, оборудования и продукции, арендовать какие-либо помещения (кроме аренды торговых мест, киосков и контейнеров, размещенных на рынке, на эксплуатацию которых выдано соответствующее разрешение). Порядок выдачи разрешения органами Госпожнадзора утвержден постановлением КМУ от 14.02.01 г. №150 (далее – Порядок №150). Разрешение выдается бесплатно и является бессрочным.

В определенных случаях собственники и арендаторы могут начинать хозяйственную деятельность на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства. Это возможно, если вновь созданные предприятия (в т.ч. размещенные в арендованных помещениях):

• не изменяют вид своей деятельности;
• не являются потенциально опасными, взрывопожароопасными объектами;
• не относятся к категории объектов с массовым пребыванием людей;
• не размещаются на территории или внутри указанных объектов.
Декларация составляется по форме приложения 3 к Порядку №150 и подается органу Госпожнадзора не позднее чем за 10 дней до начала хозяйственной деятельности.

Проверки органами СЭС

СПД, которые занимаются производством и торговлей продовольственными товарами или работают в сфере общественного питания, чаще других общаются с представителями СЭС. Действуя на основании Закона от 24.02.94 г. №4004-ХII (далее – Закон №4004), органы СЭС проводят обследования и проверки на подконтрольных объектах.

Поскольку на проверки органами СЭС распространяется действие Закона №877, то периодичность проведения плановых проверок зависит от степени риска деятельности, осуществляемой СПД. Критерии степени риска должны утверждаться КМУ, но в нарушение нормы ч. 2 ст. 5 Закона №877 они утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 14.02.08 г. №8 (далее – Постановление №8). Именно этим документом руководствуются органы СЭС на практике. В соответствии с Постановлением №8 плановые проверки должны проводиться для объектов с высокой степенью риска – один раз в квартал; со средней – два раза в год; с низкой – один раз в год.

Порядок проведения плановых и внеплановых проверок определен Положением о санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденном постановлением КМУ от 22.06.99 г. №1109 (далее – Положение №1109), которое действует в части, не противоречащей нормам Закона №877.

Особенности проверок органов СЭС

Органы СЭС могут проводить проверки разными методами: путем непосредственного обследования, с использованием различных технических средств и методик (лабораторные испытания, анализы, измерения и т.п.), путем проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы (при этом в случае необходимости берутся образцы сырья, материалов, продукции). Во время проверки должностные лица СЭС обладают правами, перечисленными в ст. 41 Закона №4004 и п. 8-10 Положения №1109. В частности, они могут:

• проверять соблюдение юрлицами и физлицами требований безопасности для здоровья и жизни людей, предусмотренных санитарным законодательством, предписаниями, постановлениями и т.п.;
• контролировать, как СПД организуют и проводят санитарные и противоэпидемические (профилактические) мероприятия (например, надевают ли продавцы во время эпидемии гриппа защитные маски);
• бесплатно получать от юрлиц и физлиц материалы, сведения, статистические и другие данные, которые характеризуют санитарно-гигиеническое состояние объектов и здоровья людей (например, документы о прохождении работниками обязательных медицинских осмотров).

В последний день проверки должностные лица СЭС и уполномоченное лицо субъекта хозяйствования подписывают акт проверки, составленный в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной приказом Минздрава от 14.04.95 г. №64 (п. 2.2, приложение 2) (далее – Инструкция №64). Если вы не согласны с результатами проверки, можно подписать акт с возражениями, а свои объяснения, замечания представить в письменном виде в орган СЭС.

Ответственность

При обнаружении факта нарушения санитарного законодательства к субъектам хозяйствования могут быть применены:

• административно-предупредительные меры (временный запрет или прекращение деятельности предприятия, оборудования, выполнения отдельных технологических операций, строительства, пользования транспортом и т.д.) на основании ст. 42 Закона №4004 и Инструкции, утвержденной приказом Минздрава от 14.04.95 г. №67 (далее – Инструкция №67). Постановление о принятии таких мер составляет главный государственный санитарный врач СЭС, его заместитель или иное уполномоченное им должностное лицо СЭС согласно требованиям Инструкции №67 (п. 3.3, приложение №1);
• финансовые санкции в виде штрафов согласно ст. 46, 47 Закона №4004 и Порядку, утвержденному приказом Минздрава от 20.07.95 г. №135 (далее – Порядок №135). Дела о применении финансовых санкций рассматриваются главными государственными санитарными врачами (их заместителями) на основании протокола о нарушении санитарных норм, составленного по форме приложения 1 к Инструкции №64. По результатам рассмотрения дела выносится соответствующее постановление (п. 2.15 Порядка №135);
• административная ответственность (в отношении должностных лиц и работников предприятия) на основании ч. 2 ст. 41, ст. 42, 421-423, 78, 80-83, 901, 95, 167, 1681, 170, 18811, 18822 КУоАП.

Обжалование. Постановления, распоряжения, предписания и заключения должностных лиц СЭС могут быть обжалованы в месячный срок в вышестоящем органе СЭС или в административном суде (ст. 43 Закона №4004, п. 6 Инструкции №67, п. 3.1 Порядка №135). К сожалению, обжалование принятого решения не прекращает его действия, это может произойти только по решению суда, принятому в пользу СПД.

В тоже время, обращаем ваше внимание, что информация в статье носит справочный характер и конкретные решения для вашего бизнеса нужно применять с учетом всех нюансов его ведения. Помочь вам в этом может бухгалтерское сопровождение в нашей компании.

Также вы всегда можете получить консультацию у нашего адвоката.

Дата актуализации статьи – 2012г.

Если статья была Вам полезна, Вы можете поделиться ею: