Close

08.12.2016

Процедура ликвидации юрлица

likvidaciya

С принятием решения о ликвидации юридического лица начинается сложная и многоэтапная процедура. Об особенностях ее прохождения и нюансах, требующих внимания на каждой из стадий прекращения юридического лица, пойдет речь в данной статье.

Кроме того, вы всегда можете обратиться к нашим адвокатам за помощью в ликвидации ООО.

Ликвидация юрлица: общий алгоритм

Порядок ликвидации юридического лица включает в себя несколько этапов:

I этап — принятие решения о ликвидации юрлица; назначение комиссии по прекращению юридического лица (ликвидационной комиссии, ликвидатора), установление порядка и сроков удовлетворения требований кредиторов;

Процедура ликвидации юрлица

Как ликвидировать юрлицо

С принятием решения о ликвидации юридического лица начинается сложная и многоэтапная процедура. Об особенностях ее прохождения и нюансах, требующих внимания на каждой из стадий прекращения юридического лица, пойдет речь в данной статье.

Кроме того, вы всегда можете обратиться к нашим адвокатам за помощью в ликвидации ООО.

Ликвидация юрлица: общий алгоритм

Порядок ликвидации юридического лица включает в себя несколько этапов:

I этап — принятие решения о ликвидации юрлица; назначение комиссии по прекращению юридического лица (ликвидационной комиссии, ликвидатора), установление порядка и сроков удовлетворения требований кредиторов;

II этап — уведомление госрегистратора, внесение сведений в Единый госреестр о том, что юрлицо пребывает в процессе прекращения;

III этап — выявление кредиторов и удовлетворение их требований; распоряжение имуществом ликвидируемого юрлица, если оно осталось после удовлетворения требований кредиторов;

IV этап — внесение записи в Единый госреестр о прекращении юридического лица.

Так выглядит общий порядок ликвидации юридического лица. В него, в зависимости от организационно-правовой формы юрлица и направлений его деятельности, а также от того, добровольная это ликвидация или принудительная, могут вноситься коррективы.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

Принятие решения о ликвидации юрлица

Принять решение о ликвидации хозяйственного общества может либо общее собрание, либо суд.

Далее процедура проходит по общей схеме, за исключением некоторых нюансов.

Так, решением о ликвидации юрлица, независимо от того, какой из субъектов его принимает, должна быть назначена ликвидационная комиссия, установлен порядок и срок ликвидации юрлица.

Функции ликвидационной комиссии могут быть возложены на исполнительный орган хозобщества (директора, дирекцию). С этого момента ликвидационная комиссия осуществляет управление делами юрлица и выступает от его имени в отношениях с органами власти и другими субъектами хозяйствования (ч. 3 ст. 105 ГКУ). На этот момент следует обратить внимание: даже если функции ликвидкомиссии возлагаются на исполнительный орган хозобщества, после принятия решения о ликвидации он действует уже не в статусе дирекции, а как ликвидационная комиссия (соответственно, в документах будет указываться не должность директора, а должность председателя ликвидационной комиссии). В акционерных обществах к ликвидационной комиссии также переходят полномочия наблюдательного совета.

Ликвидационная комиссия может выступать в суде от имени юридического лица. Такая необходимость возникает, в частности, в случае, если кредиторы юрлица оспаривают отказ в удовлетворении их требований.

В то же время ликвидационная комиссия не узурпирует, условно говоря, все полномочия по управлению хозяйственным обществом. Решение целого ряда вопросов остается в компетенции общего собрания участников как высшего органа хозобщества (в частности, утверждение ликвидационного баланса).

Если решение о ликвидации принимается общим собранием участников, то оно оформляется протоколом общего собрания с соблюдением традиционных требований к его содержанию (ч. 9 ст. 41 Закона о хозобществах, ч. 2 ст. 46 Закона об АО). Если в хозобществе один участник, то такой документ может носить название решения о ликвидации юридического лица.

Протокол (решение о ликвидации юридического лица) должен быть составлен на украинском языке (это требование Закона №755) и содержать следующие сведения:

— основание ликвидации;
— количество участников, присутствующих на общем собрании, количество участников, проголосовавших за принятие решения о ликвидации;
— состав ликвидационной комиссии с указанием идентификационных номеров членов комиссии;
— порядок и сроки ликвидации юридического лица.

Госрегистратору подается нотариально удостоверенная копия протокола (решения о ликвидации хозобщества).

Дискуссионным сегодня на практике остается вопрос, может ли решение о ликвидации, принятое общим собранием участников, быть отменено. Законодательство предусматривает возможность оспорить решение общего собрания в суде с последующей отменой принятых им решений, если будут установлены нарушения. В этой части вопросов нет. Спор ведется в отношении возможности отмены решения о ликвидации в том же порядке, в котором оно было принято, т.е. путем рассмотрения данного вопроса на общем собрании и принятия соответствующего решения. Госкомпредпринимательства соглашается с тем, что у общего собрания такая возможность есть (см. письмо от 15.05.2008 г. №4049). Однако при ее реализации неизбежно возникнут трудности на этапе отмены внесенной к тому времени госрегистратором в ЕГР записи о принятии решения о ликвидации хозобщества, поскольку Закон №755 такого основания для ее отмены не предусматривает. Тем не менее, учитывая принципиальность вопроса, при необходимости он может быть решен в судебном порядке путем подачи иска о принуждении государственного регистратора аннулировать запись в ЕГР о принятии решения о ликвидации хозобщества.

Если решение о ликвидации юрлица принято судом, то в судебном решении должна содержаться информация, аналогичная приведенной выше — должны быть указаны основания ликвидации, назначена ликвидационная комиссия, определены срок и порядок ее работы. Если в судебном решении ликвидкомиссия не назначена, госрегистратор не позднее 3 рабочих дней со дня получения судебного решения вносит в ЕГР запись, в которой в качестве председателя ликвидационной комиссии указывает руководителя юрлица.

Уведомление госрегистратора

Независимо от того, добровольная это ликвидация (т.е. по решению общего собрания) или принудительная (т.е. по решению суда), орган, принявший решение о ликвидации, должен уведомить об этом государственного регистратора, который, в свою очередь, вносит в Единый госреестр сведения о том, что юридическое лицо пребывает в процессе прекращения. При этом ГКУ предписывает, что указанные сведения должны быть переданы госрегистратору немедленно (ч. 1 ст. 105 ГКУ). Закон о хозобществах конкретизирует это предписание: информация о ликвидации хозобщества должна быть передана госрегистратору в течение 3-х дней с момента назначения ликвидационной комиссии (ст. 20).

Если решение о ликвидации было принято общим собранием, то для внесения соответствующих сведений в ЕГР госрегистратору необходимо подать (направить заказным письмом с описью вложения) такие документы (ст. 34 Закона №755):

— нотариально удостоверенную копию решения учредителей (участников) о прекращении юридического лица;
— документ, подтверждающий внесение платы за публикацию уведомления о принятии учредителями (участниками) решения о прекращении юридического лица в специализированном печатном средстве массовой информации. Таким изданием является «Бюлетень державної реєстрації».

Плата за публикацию составляет 51 грн. Документом, подтверждающим внесение платы за публикацию уведомлений, является копия квитанции, выданной банком, либо копия платежного поручения с отметкой банка (ч. 21 ст. 20 Закона №755).

Если решение о ликвидации было принято судом, то публикация указанных сведений осуществляется бесплатно.

Специально подчеркнем, что госрегистратор не может требовать какие-либо дополнительные к приведенным (если только законодательство не требует дополнительной подачи документа, подтверждающего согласие уполномоченного госоргана на ликвидацию юрлица) документы для внесения в ЕГР записи о решении учредителей (участников) юридического лица о прекращении юридического лица (ч. 4 ст. 34 Закона №755).

Как мы указывали, документы можно направить заказным письмом с описью вложения либо их может подать лицо, уполномоченное выступать от имени юридического лица. Информация о таком лице должна содержаться в ЕГР, куда она включается при регистрации юрлица. Такому лицу достаточно иметь с собой паспорт. Если документы подаются другим лицом, оно должно предъявить доверенность.

Отметим, что документы, поданные для внесения в ЕГР записи о решении о прекращении юридического лица, госрегистратор должен принять с составлением описи, копия которой в день подачи документов предоставляется (направляется заказным письмом) заявителю с отметкой о дате поступления документов.

Чтобы не получить от госрегистратора отказ в рассмотрении документов, предварительно следует внимательно проследить за соблюдением таких требований:

— документы должны быть поданы по месту нахождения юридического лица;
— документы должны быть составлены на украинском языке;
— решение о прекращении юридического лица должно содержать данные о составе ликвидационной комиссии, в том числе идентификационные номера входящих в ее состав лиц.

Если все же одно из названные требований не будет выполнено, госрегистратор должен вернуть заявителю документы не позднее следующего рабочего дня после даты их подачи. После устранения допущенных нарушений документы можно подать повторно.

Законодательство устанавливает срок, в течение которого регистратор должен внести соответствующую запись в ЕГР. Согласно ч. 1 ст. 35 Закона №755, если заявителем правильно оформлены документы, госрегистратор вносит запись в ЕГР в день получения документов. В этот же день он должен уведомить органы статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования о внесении такой записи.

Если решение о ликвидации юридического лица принималось судом, то его копию сам суд, принявший решение, направляет госрегистратору в день вступления в силу такого решения.

Установлен также срок для опубликования уведомления о принятии решения о ликвидации юрлица. Уведомление публикуется в специализированном издании «Бюлетень державної реєстрації» в течение 10 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в ЕГР (ч. 18 ст. 22 Закона №755).

Отметим, что в законодательстве существует некоторая неоднозначность в решении вопроса о том, кто и в каком порядке должен осуществлять публикацию сведений о ликвидации юридического лица. Так, согласно ч. 4 ст. 105 ГКУ уведомление о ликвидации юрлица размещается в печатных СМИ ликвидационной комиссией. Аналогичная норма содержится в ч. 2 ст. 20 Закона о хозобществах. Законом №755 обязанность осуществления печати уведомления о ликвидации возложена на госрегистратора. Некоторые специалисты склонны видеть в таком законодательном регулировании противоречие.

Напротив, на наш взгляд, приведенные законодательные положения согласованы друг с другом. Дело в том, что обязанность ликвидационной комиссии опубликовать сведения о ликвидации юрлица заключается в передаче соответствующего уведомления госрегистратору с оплатой публикации. ГКУ и Закон о хозобществах регулируют вопросы деятельности хозобщества и поэтому очерчивают круг обязанностей именно ликвидационной комиссии. Закон №755 прежде всего направлен на установление сферы полномочий госрегистратора и требует от него осуществить публикацию того уведомления, которое будет получено от ликвидационной комиссии.

Закон №755 называет те сведения, которые должно содержать уведомление о том, что принято решение о ликвидации юрлица (ч. 7 ст. 22 Закона №755). Это, в частности:

— наименование юрлица;
— идентификационный код и местонахождение юрлица;
— основание для принятия решения о ликвидации юрлица;
— место и дата внесения записи о принятии решения о ликвидации юрлица;
— дата назначения и сведения о ликвидационной комиссии;
— порядок и срок заявления кредиторами требований к ликвидируемому юрлицу. Этот срок не может быть меньше двух месяцев со дня публикации уведомления о ликвидации юрлица.

С даты внесения в ЕГР записи о решении учредителей (участников) о ликвидации юрлица в отношении него начинает действовать ряд ограничений, в частности:

— не могут вноситься изменения в устав;
— запрещено внесение изменений в ЕГР, касающихся сведений об обособленных подразделениях;
— юридическое лицо, в отношении которого принято решение о ликвидации, не может выступать учредителем нового юридического лица.

Кроме того, акционерные общества в случае ликвидации должны раскрыть информацию об этом в ленте новостей (в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации), в официальном печатном издании (также в течение 5 рабочих дней), подать информацию ГКЦБФР (в течение 10 рабочих дней).

Информация, подаваемая в ГКЦБФР, в зависимости от того, добровольная это ликвидация или принудительная, должна содержать такие сведения:

— дата принятия решения о прекращении эмитента путем ликвидации; название органа эмитента, принявшего это решение, причины такого решения, в том числе дата проведения общего собрания, на котором рассматривался указанный вопрос, и результаты голосования, с указанием количества голосов «за» и количества голосов «против»; информация о кредиторах либо их отсутствии; стоимость чистых активов, сумма обязательств и размер собственного капитала по данным годовой финотчетности, подтвержденной аудиторским заключением, за год, предшествовавший дате принятия решения о ликвидации эмитента; сведения о достаточности активов эмитента для расчета по его обязательствам, а также о сумме, которая может остаться после удовлетворения требований кредиторов и будет распределена между акционерами;

— дата судебного решения о прекращении эмитента путем ликвидации и наименование суда, который принял такое решение; срок осуществления ликвидационной процедуры; наименование юридического лица; фамилия, имя, отчество физического лица, уполномоченного представлять юрлицо в процессе ликвидации; стоимость чистых активов, сумма обязательств и размер собственного капитала по данным годовой финансовой отчетности, подтвержденной аудиторским заключением, за год, предшествующий дате принятия решения о ликвидации эмитента; информация о достаточности активов эмитента для расчетов по его обязательствам, а также сумма, которая может остаться после удовлетворения требований кредиторов и будет распределена между акционерами.

Кроме того, в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации акционерного общества ликвидационная комиссия должна подать ГКЦБФР следующие документы с целью отмены регистрации выпуска акций и аннулирования свидетельств о регистрации выпусков акций:

— заявление о прекращении оборота акций;

— решение общего собрания акционеров общества о ликвидации и назначении комиссии, оформленное соответствующим протоколом, который должен быть пронумерован, прошнурован и удостоверен подписями председателя и секретаря собрания, либо копия постановления хозяйственного суда о признании должника банкротом;

— справка, удостоверенная подписями и печатью регистратора о передаче ему реестра собственников именных ценных бумаг (при документарной форме) либо депозитария, с которым заключен договор об обслуживании выпуска ценных бумаг (при бездокументарной форме), с указанием идентификационного кода юридического лица и его местонахождения. Справка также должна содержать данные о наличии государственной доли в уставном капитале эмитента на дату принятия решения о ликвидации;

— копия опубликованного уведомления о проведении общего собрания акционеров общества, на котором принято решение о ликвидации, и справка, свидетельствующая о персональном уведомлении акционеров о проведении этого общего собрания (согласно порядку, установленному в уставе общества), которая удостоверяется подписью председателя комиссии и печатью общества.

ГКЦБФР издает распоряжение о прекращении оборота акций в течение 15 рабочих дней с даты поступления в регистрирующий орган указанных выше документов. После этого ГКЦБФР в течение 3 рабочих дней с даты издания распоряжения о прекращении оборота акций направляет его эмитенту и реестродержателю (при документарной форме выпуска акций) либо депозитарию (при бездокументарной форме выпуска акций), который обслуживает этого эмитента.

Выявление кредиторов и удовлетворение их требований

Кроме публикации объявления о ликвидации юридического лица, мерой по выявлению кредиторов также выступает направление соответствующих письменных уведомлений самим кредиторам. Эта обязанность лежит на ликвидационной комиссии.

Ликвидационная комиссия юрлица открывает единый текущий счет, на котором аккумулируются денежные средства юридического лица (см. Инструкцию о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденную постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. №492). Закрытие других счетов, которые не используются для проведения ликвидационной процедуры, осуществляется ликвидационной комиссией на основании заявления о закрытии счета и нотариально удостоверенной копии решения участников либо суда.

Параллельно с осуществлением мер по выявлению кредиторов ликвидационная комиссия должна провести инвентаризацию и оценку имущества юридического лица.

Обязанность проведения инвентаризации предусмотрена п.п. «ж» п. 3 Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Минфина от 11.08.94 г. №69. Провести инвентаризацию необходимо до составления промежуточного ликвидационного баланса.

Инвентаризация при ликвидации проводится в общем порядке. При этом осуществляется инвентаризация основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, т.е. всех активов и обязательств. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.

Также ХКУ и Закон о хозобществах предусматривают необходимость осуществления ликвидационной комиссией оценки имущества ликвидируемого юрлица. Обращаем внимание, что согласно ст. 7 Закона об оценке имущества при ликвидации государственных, коммунальных предприятий и предприятий (хозяйственных обществ) с государственной (коммунальной) долей имущества проведение оценки имущества является обязательным. В этом случае к оценке привлекаются субъекты оценочной деятельности. В других — оценка имущества осуществляется ликвидационной комиссией.

После проведения всех указанных действий, окончания срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он утверждается участниками юрлица либо, если речь идет о принудительной ликвидации, судом.

Далее осуществляется удовлетворение требований кредиторов, которые были заявлены в установленный решением о ликвидации срок, из выявленного ликвидационной комиссией имущества юрлица. Следует сказать, что кредиторы могут заявлять требования не только по тем обязательствам, по которым срок исполнения уже наступил, но и по обязательствам, срок исполнения которых наступает позже. Такая возможность им предоставлена в связи с тем, что юрлицо-должник ликвидируется, после чего заявить свои требования они уже не смогут.

При этом важно помнить, что законодательство устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов. По общему правилу выделяются такие очереди кредиторов (ч. 1 ст. 112 ГКУ):

в первую очередь удовлетворяются требования о возмещении вреда, причиненного увечьем, другим ущербом здоровью либо смертью, и требования кредиторов, обеспеченные залогом либо иным способом;

во вторую очередь удовлетворяются требования работников, связанные с трудовыми отношениями, требования автора о плате за использование результата его интеллектуальной, творческой деятельности;

в третью очередь удовлетворяются требования в отношении налогов, сборов (обязательных платежей);

в четвертую очередь — все другие требования.

Требования одной очереди удовлетворяются пропорционально сумме требований, которые принадлежат каждому кредитору этой очереди.

Но в отношении акционерных обществ после вступления в силу нового Закона об АО действует более специальная норма, устанавливающая очередность погашения требований кредиторов (ст. 89). Первые три очереди удовлетворения требований кредиторов совпадают, в остальном данный вопрос урегулирован более конкретно:

в первую очередь удовлетворяются требования о возмещении вреда, причиненного увечьем, другим ущербом здоровью либо смертью, и требования кредиторов, обеспеченные залогом либо иным способом;

во вторую очередь удовлетворяются требования работников, связанные с трудовыми отношениями, требования автора о плате за использование результата его интеллектуальной, творческой деятельности;

в третью очередь удовлетворяются требования в отношении налогов, сборов (обязательных платежей);

в четвертую очередь — выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям;

в пятую очередь — выплаты по привилегированным акциям, которые подлежат выкупу;

в шестую очередь — выплаты ликвидационной стоимости привилегированных акций;

в седьмую очередь — выплаты по простым акциям, подлежащим выкупу;

в восьмую очередь — распределение имущества между акционерами — собственниками простых акций общества пропорционально количеству принадлежащих им акций;

в девятую очередь — все другие требования.

Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о том, должны ли быть удовлетворены требования кредиторов, заявленные после истечения установленного срока. ГКУ в этой связи предусматривает, что требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юрлица, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, заявленных своевременно. Однако заявить такие требования кредитор может до составления ликвидационного баланса.

Кроме того, те требования кредиторов, которые ликвидационная комиссия не признала либо отказала в их удовлетворении, кредитор может заявить в судебном порядке. Для этого у него есть месяц со дня получения уведомления о полном либо частичном отказе в признании его требований. Но подача такого иска не приостанавливает процедуру ликвидации. Соответственно, если иск будет удовлетворен, но на этот момент юрлицо уже будет ликвидировано, требования кредитора могут быть удовлетворены за счет имущества, оставшегося после ликвидации юрлица (ч. 3 ст. 112 ГКУ). Такое имущество может быть уже распределено между бывшими участниками юрлица, соответственно получается, с требованием о его передаче кредитор должен обращаться уже к бывшим участникам, которые будут выступать солидарными должниками по данному обязательству. Другими словами, если один из них удовлетворит требования такого кредитора, то он может обратиться к другим участникам с требованием возместить ему в равных пропорциях затраты, понесенные в связи с удовлетворением требования кредитора.

Если кредитор не заявляет своих требований в процессе ликвидации юрлица либо не обжалует в установленный срок отказ ликвидационной комиссии в удовлетворении его требований, либо если суд в последующем отказывает ему в удовлетворении таких требований, они считаются погашенными. Погашенными также будут считаться требования, которые хотя и были признаны судом, но не были удовлетворены в связи с отсутствием имущества ликвидируемого юрлица.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс. Он подписывается всеми членами ликвидационной комиссии. Их подписи должны быть нотариально удостоверены (см. также письмо Госкомпредпринимательства от 25.04.2006 г. №3127). После этого ликвидационный баланс утверждается общим собранием участников.

Следует также учитывать, что в отдельных случаях достоверность и полнота ликвидационного баланса юрлица должны быть подтверждены заключением аудитора. Это касается хозяйственных обществ, за исключением обществ с годовым хозяйственным оборотом меньше чем 250 ннмдг, и сельскохозяйственных кооперативов либо их объединений (см. также письмо Госкомпредпринимательства от 29.05.2008 г. №4518). Ликвидационный баланс составляется в объеме, определенном для годовой финансовой отчетности и включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к отчетам (ч. 2 ст. 11 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. №996-XIV). Для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хоздеятельности — баланс и отчет о финансовых результатах.

Если по результатам составления ликвидационного баланса установлено, что осталось имущество юрлица, то оно передается участникам. Так, в ст. 21 Закона о хозобществах указано, что денежные средства, принадлежащие хозобществу, включая выручку от распродажи его имущества при ликвидации, после расчетов по оплате труда и выполнения обязательств перед бюджетом, банками, собственниками облигаций, выпущенных обществом и другими кредиторами, распределяются между участниками общества в порядке и на условиях, предусмотренных Законом и учредительными документами, в 6-месячный срок после опубликования информации о его ликвидации.

Другие обязанности ликвидкомиссии во взаимоотношениях с госорганами

На ликвидационной комиссии лежит также ряд обязательств, связанных со взаимоотношениями с госорганами. В частности, она должна снять юрлицо с регистрации:

— в государственной налоговой службе в соответствии с Порядком учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей); снятию с регистрации будет предшествовать внеплановая проверка;
— в Пенсионном фонде Украины в соответствии с п. 3.4 Инструкции о порядке расчета и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в ПФУ;
— в фондах социального страхования (Фонд социального страхования на случай временной потери трудоспособности; Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы; Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Если юридическое лицо осуществляло лицензируемый вид деятельности, о прекращении юрлица следует уведомить орган лицензирования с целью аннулирования лицензии.

На ликвидационной комиссии лежит также обязанность по сдаче документов на хранение в архив (ч. 3 ст. 32 Закона Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях») и передаче печатей и штампов для уничтожения (п.п. 3.4.2 Инструкции о порядке выдачи министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным объединениям и гражданам разрешений на право открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовление печатей и штампов, а также порядке выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов, и Условий и правил осуществления деятельности по открытию и функционированию штемпельно-граверных мастерских, изготовлению печатей и штампов).

Обо всех проведенных действиях ликвидационная комиссия от каждого госоргана получает соответствующие справки об отсутствии задолженностей, которые потом передаются госрегистратору.

Внесение записи в ЕГР о прекращении юрлица

Для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации председатель ликвидационной комиссии должен подать (направить заказным письмом с описью вложения) госрегистратору такие документы:

— заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации прекращения юридического лица в связи с ликвидацией (форма №7);
— свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
— оригинал учредительных документов;
— акт ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом, который утвержден решением учредителей (участников). Кроме того, для сельскохозяйственных кооперативов и отдельных хозобществ подается заключение аудитора в отношении достоверности и полноты ликвидационного баланса;
— справки от органа государственной налоговой службы, органа Пенсионного фонда Украины, соответствующих органов фондов социального страхования об отсутствии задолженности;
— справку архивного учреждения о приеме документов, которые подлежат долгосрочному хранению;
— при государственной регистрации ликвидации акционерных обществ дополнительно подается копия распоряжения об отмене регистрации выпуска акций, удостоверенная ГКЦБФР.

Уведомление о прекращении юрлица должно быть опубликовано госрегистратором и содержать следующие сведения (ч. 11 ст. 22 Закона №755):

— наименование юридического лица;
— идентификационный код и местонахождение юрлица;
— место и дату проведения госрегистрации юрлица.

Мы привели достаточно подробный алгоритм действий, которые должны быть осуществлены при ликвидации юридического лица. Надеемся, это несколько упростит многоэтапную и достаточно сложную процедуру для тех субъектов хозяйствования, которым пришлось столкнуться с необходимостью ее проведения.