Close

14.01.2017

Обжалование налоговой проверки по новому

efabcbea

Не секрет, что с принятием налогового кодекса существенно расширены полномочия инспекций по налоговому контролю, в том числе и в сфере проведения проверок. И конечно же, наши клиенты в г. Запорожье, как и всегда, могут обратиться к нам за юридическими услугами по сопровождению проверок налоговой. В тоже время, считаем полезным знать основополагающие моменты проведения и обжалования проверок для планирования своих действий в таких ситуациях.

Налоговый контроль — общие правила

Определение. Впервые на законодательном уровне в НКУ определено понятие налогового контроля: «налоговый контроль – система мероприятий, осуществляемых контролирующими органами с целью контроля правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также соблюдения законодательства по вопросам проведения расчетных и кассовых операций, патентования, лицензирования и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы» (п. 61.1 НКУ).

Как видим, помимо контроля за налогами и сборами, в понятие налогового контроля включаются также другие виды контроля (за расчетами, осуществляемыми через регистраторы расчетных операций (далее — РРО), кассовыми операциями, трудовым законодательством и т.д.), которые также регламентируются НКУ.

Контролирующие органы. Основным контролирующим органом, действия которого регламентируются в НКУ, являются органы ГНС — они осуществляют все виды налогового контроля, за исключением тех, которые возложены на таможенные органы.

Обжалование налоговой проверки по новому

Обжалование налоговой проверки по новому в запорожье

Не секрет, что с принятием налогового кодекса существенно расширены полномочия инспекций по налоговому контролю, в том числе и в сфере проведения проверок. И конечно же, наши клиенты в г. Запорожье, как и всегда, могут обратиться к нам за юридическими услугами по сопровождению проверок налоговой. В тоже время, считаем полезным знать основополагающие моменты проведения и обжалования проверок для планирования своих действий в таких ситуациях.

Налоговый контроль — общие правила

Определение. Впервые на законодательном уровне в НКУ определено понятие налогового контроля: «налоговый контроль – система мероприятий, осуществляемых контролирующими органами с целью контроля правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также соблюдения законодательства по вопросам проведения расчетных и кассовых операций, патентования, лицензирования и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы» (п. 61.1 НКУ).

Как видим, помимо контроля за налогами и сборами, в понятие налогового контроля включаются также другие виды контроля (за расчетами, осуществляемыми через регистраторы расчетных операций (далее — РРО), кассовыми операциями, трудовым законодательством и т.д.), которые также регламентируются НКУ.

Контролирующие органы. Основным контролирующим органом, действия которого регламентируются в НКУ, являются органы ГНС — они осуществляют все виды налогового контроля, за исключением тех, которые возложены на таможенные органы.

Таможенники контролируют пошлину, акцизный налог, НДС, другие налоги, взимаемые при ввозе, вывозе (пересылке) товаров и предметов на таможенную территорию Украины или территорию специальной таможенной зоны (п.п. 41.1.2 НКУ).

В п. 41.4 НКУ четко установлено, что другие госорганы не имеют права проводить проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов, в том числе по запросу правоохранительных органов. И в усиление этих норм п. 61.3 НКУ предусматривается, что органы СБУ, внутренних дел, налоговой милиции, прокуратуры и их служебные (должностные) лица не могут принимать непосредственное участие в проведении проверок и проводить проверки СПД по вопросам налогообложения.

В то же время работники налоговой милиции, как и ранее, могут принимать участие в проверках, связанных с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел в рамках Закона об ОРД и УПК (п. 78.3 НКУ).

Органы ГНС могут проводить камеральные, документальные (плановые и внеплановые, выездные и невыездные) и фактические проверки (п. 75.1 НКУ). Кроме того, органы ГНС могут проводить встречные сверки. Обращаем внимание на то, что сверки не являются проверками, они должны проводиться в порядке, утвержденном Кабмином (п. 73.5 НКУ). Из этого можно заключить, что с 01.01.11 г. до определения Кабмином порядка проведения встречных сверок органы ГНС не имеют права их проводить.

Камеральные проверки в НКУ

В НКУ наконец-то разрешена нашумевшая проблема с терминологией и, как следствие, с процедурным порядком проведения камеральных и документальных проверок. Установлено, что это разные проверки, которые осуществляются по отличающимся процедурам. О камеральных проверках говорится в ст. 75, 76 НКУ.

Что считается камеральной проверкой

Извлечение из НКУ

«75.1.1. Камеральной считается проверка, проводимая в помещении органа государственной налоговой службы исключительно по основаниям и данным, указанным в налоговых декларациях (расчетах) плательщика налогов.

76.1. Камеральная проверка проводится должностными лицами органа государственной налоговой службы без какого-либо специального решения руководителя такого органа или направления на ее проведение.

Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком.

Согласие плательщика налогов на проверку и его присутствие во время проведения камеральной проверки не обязательны».

Камеральным проверкам подвергается вся без исключения отчетность, предоставляемая в органы ГНС, при этом никакие дополнительные документы в ходе их проведения от плательщиков проверяющие требовать не могут. К примеру, в отношении НДС камеральные проверки проводятся в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации (п. 200.10 НКУ).

Если по результатам камеральной проверки не выявлено нарушений, никакие документы (в частности, справки) не составляются. И лишь в случае установления нарушений составляется акт в 2 экземплярах, который подписывается должностными лицами органа, проводившего проверку, и после регистрации в органе ГНС вручается или отсылается для подписания в течение 3 рабочих дней налогоплательщику (п. 86.2 НКУ).

При этом в соответствии с п. 42.2 НКУ акт считается надлежащим образом врученным, если он отослан по адресу налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручен налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю).

Документальные проверки в НКУ

Определение документальной проверки содержится в ст. 75 НКУ:

Отличительным признаком документальной проверки является то, что она проводится на основании регистров бухгалтерского и налогового учета, первичных документов и налоговой информации.

В п.п. 75.1.2 НКУ выделено 4 вида документальных проверок:

1) плановые — проводятся в соответствии с планом-графиком проверок;
2) внеплановые — не предусматриваются в плане работы органа ГНС и проводятся при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных НКУ;
3) выездные — проводятся по местонахождению налогоплательщика или месту расположения объекта права собственности, в отношении которого проводится такая проверка;
4) невыездные — проводятся в помещении органа ГНС.

В связи с регламентацией порядка проведения проверок, прав, обязанностей и ответственности органов ГНС в НКУ, с 01.01.11 г. утратят силу ст. 11, 111, 112, 13 Закона о ГНС (ч. 8 п. 27 Закона №2756).

Что считается документальной проверкой

Извлечение из НКУ

«75.1.2. Документальной проверкой считается проверка, предметом которой являются своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных настоящим Кодексом налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, соблюдение работодателем законодательства по заключению трудового договора, оформлению трудовых отношений с работниками (наемными лицами) и которая проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом, первичных документов, используемых в бухгалтерском и налоговом учете и связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, а также полученных в установленном законодательством порядке органом государственной налоговой службы документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других плательщиков налогов.

»

Плановые проверки — порядок проведения

Плановые выездные проверки. Такие проверки проводятся в соответствии с планом-графиком, в который плательщики включаются в зависимости от степени риска. Порядок формирования и утверждения плана-графика, перечень рисков и их разграничение по степеням устанавливаются ГНАУ (п. 77.2 НКУ) – см. табл. 1. На данный момент критерии отбора плательщиков для включения в план-график проведения плановых выездных проверок приведены в приказе ГНАУ от 27.07.10 г. №548, который в будущем, по всей видимости, будет изменен.

Согласно п. 77.3 НКУ запрещается проведение документальной плановой проверки по отдельным видам обязательств перед бюджетами, поэтому в «тематических» плановых выездных проверках проверяющим можно будет отказать.

Исключения из данного правила составляют лишь два случая:

1) проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога с доходов физических лиц;
2) проверка обязательств по бюджетным ссудам и кредитам, которые гарантированы бюджетными средствами.

Условия допуска к проведению плановых выездных проверок приведены в ст. 77 и ст. 81 НКУ.

Периодичность проведения плановых выездных проверок

Степень риска

Периодичность проведения проверок
1. Незначительная степень

не чаще 1 раза в 3 календарных года (1)
2. Средняя степень
не чаще 1 раза в 2 календарных года
3. Высокая степень
не чаще 1 раза в календарный год
(1) С такой же периодичностью проверяют лиц:
— имеющих право на применение ставки налога на прибыль 0% (п. 154.6 НКУ), у которых сумма уплаченного в бюджет НДС составляет не менее 5% от задекларированного дохода за отчетный налоговый период;
— самозанятых лиц, сумма уплаченных налогов которых составляет не менее 5% от задекларированного дохода за отчетный налоговый период.
Однако эти нормы не распространяются на таких налогоплательщиков в случае нарушения ими ст. 45 (отсутствие по налоговому адресу), ст. 49 (нарушения в предоставлении налоговой декларации), ст. 50 (внесение изменений в налоговую отчетность за проверенный период), ст. 51 (непредоставление сведений о суммах выплаченных доходов физическим лицам,) ст. 57 (нарушение сроков уплаты налогового обязательства) НКУ.

Условия допуска к проведению плановых выездных проверок

Плательщику не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения проверки вручены под роспись или отосланы заказным письмом с уведомлением о вручении:
— копия приказа о проведении документальной плановой проверки;
— письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки

Плательщику проверяющие предъявили направление на проведение проверки, в котором указаны:
— дата выдачи;
— наименование органа ГНС;
— реквизиты приказа о проведении проверки;
— наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество проверяемого физического лица — плательщика налога);
— цель, вид (плановая проверка), основания, дата начала и длительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку;
— подпись руководителя органа ГНС или его заместителя;
— печать органа ГНС

Как видим, условия допуска к проведению плановых проверок в целом аналогичны ныне действующим. И если эти документы проверяющие не предъявят или же они будут заполнены с нарушением, плательщик имеет право не допускать проверяющих к проверке (на это прямо указано в п. 81.1 НКУ). К новациям можно отнести то, что в НКУ урегулированы последствия действий плательщика после предъявления направления на проверку.

Так, должностные лица налогоплательщика должны расписаться в направлении с указанием своих фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления, а в случае отказа от проставления подписи налоговики составляют акт, который удостоверяет факт отказа от подписи в направлении на проверку. Этот акт является основанием для начала проведения проверки (п. 81.1 НКУ).

Если же плательщик не допускает проверяющих к проведению проверки, составляется акт, удостоверяющий факт отказа от допуска (п. 81.2 НКУ).

Последствия такого отказа для плательщика весьма серьезны — в частности, к нему может быть применен административный арест имущества (п.п. 94.2.3 НКУ), поэтому прежде чем отказать проверяющим в допуске к проверке — следует тщательно взвесить все «за» и «против».

Сроки проведения плановых выездных проверок установлены п. 82.1 НКУ.

Сроки проведения плановых выездных проверок

Категория плательщика

Срок проведения проверки

Срок продления проверки (1)
1. Крупные плательщики налогов
30 рабочих дней
не более чем на 15 рабочих дней
2. Субъекты малого предпринимательства
10 рабочих дней
не более чем на 5 рабочих дней
3. Другие плательщики налогов
20 рабочих дней
не более чем на 10 рабочих дней
(1) По решению руководителя органа ГНС.

Согласно п.п. 14.1.24 НКУ крупный плательщик налогов — юридическое лицо, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние 4 последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает 500 млн грн. или общая сумма уплаченных в госбюджет налогов за такой же период превышает 12 млн грн.

По результатам проверки составляются в 2 экземплярах либо акт (в случае обнаружения нарушений), либо справка (при их отсутствии), которые подписываются должностными лицами органа ГНС и налогоплательщиками или их законными представителями (при их наличии).

Срок составления акта (справки) о результатах проверки (в общем случае — 5 дней, а для предприятий с филиалами — 10 дней) не засчитывается в срок проведения проверки (п. 86.1 НКУ).

В случае несогласия налогоплательщика с выводами акта он обязан подписать такой акт проверки с замечаниями (п. 86.3 НКУ).

Причем теперь четко установлено, что отказ налогоплательщика или его законных представителей от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить определенные органом ГНС по результатам проверки денежные обязательства. Поэтому отказываться от подписания акта для плательщика смысла нет — лучше подписать его с замечаниями, порядок предоставления которых регламентируется п. 86.7 НКУ.

Плановые невыездные проверки. Об этих проверках в НКУ говорится крайне мало. В частности, его п. 77.6 предусматривает, что документальная плановая невыездная проверка осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 79 НКУ, в частности (п. 79.1 НКУ):

— они проводятся при наличии обстоятельств, определенных ст. 77 НКУ (включены в план-график проверок), а значит, их периодичность должна определяться по тем же правилам, что и для плановых выездных проверок.
– присутствие налогоплательщика во время их проведения не обязательно;
– в процессе проведения таких проверок могут быть затребованы от плательщика лишь копии первичных документов {4}, поскольку изъятие оригиналов документов, кроме случаев, предусмотренных УПК, запрещено (п. 85.5 НКУ, п. 9 ст. 9 Закона о бухучете). Однако плательщик может предоставить для ознакомления оригиналы документов на время своего присутствия в органе ГНС;
— по результатам проведения невыездной проверки составляется акт (справка) в порядке, предусмотренном п. 86.4 НКУ, который аналогичен порядку составления акта документальной невыездной проверки.

Порядок проведения внеплановых проверок

Внеплановые выездные проверки. Порядок проведения этих проверок описан в ст. 78 и ряде иных статей НКУ, в которых предусматриваются следующие основания для их проведения

Основания для проведения внеплановых выездных проверок

Основание для проведения

Комментарий

1

2
1. По результатам проверок других плательщиков налогов или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях плательщиком налогов налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения по обязательному письменному запросу органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса (п.п. 78.1.1 НКУ)

Аналогичное основание ранее приводилось в п. 1 cт. 111 Закона о ГНС. Новшеством является указание в этой норме налоговой информации, которой в НКУ уделяется особое внимание (см., в частности, ст. 72-74). Соответствующие изменения внесены и в Закон об информации, в ст. 251 которого налоговая информация определена как; «совокупность сведений и данных, которые созданы или получены субъектами информационных отношений в процессе текущей деятельности и необходимы для реализации возложенных на контролирующие органы задач и функций» (п. 34 Закона №2756) (1)
2. Плательщиком налогов не поданы в установленный законом срок налоговая декларация или расчеты, если их подача предусмотрена законом (п.п. 78.1.2 НКУ)
Аналогичное основание ранее приводилось в п. 2 ст. 111 Закона о ГНС. Основания для проверки возникают только в том случае, если предоставление декларации и расчетов предусмотрено именно законом
3. Плательщиком налогов подан органу ГНС уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, проверявшийся органом ГНС (п.п. 50.3, 78.1.3 НКУ)
Это новое основание для проведения проверки, направленное на то, чтобы у плательщика «не возникал соблазн» исправлять отчетность за проверенные периоды. Поэтому прежде чем проводить такие действия, следует продумать их целесообразность
4. Выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, поданных плательщиком налогов, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения по письменному запросу органа ГНС в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса (п.п. 78.1.4 НКУ)

Аналогичное основание ранее приводилось в п. 3 ст. 111 Закона о ГНС (1)
5. Плательщиком налогов поданы в установленном порядке органу ГНС возражения к акту проверки или жалоба на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки либо отмена принятого по ее результатам налогового уведомления-решения в случае, если плательщик налогов в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы во время проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки (п.п. 78.1.5 НКУ)
Схожее основание ранее приводилось в п. 4 ст. 111 Закона о ГНС. Новацией является уточнение того, что помимо жалобы основанием для проверки выступают и возражения плательщика к акту проверки, но при условии, что указанные в них обстоятельства не были исследованы во время проверки и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки.
При этом во время внеплановой проверки проверяются только эти обстоятельства
6. Начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращения юридического лица либо предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, возбуждено производство по делу о признании банкротом плательщика налогов или подано заявление о снятии с учета плательщика налогов (п.п. 78.1.7 НКУ)
Это более расширенное толкование оснований, приводимых ранее в п. 6 ст. 111Закона о ГНС.
К новшествам можно отнести следующие:
1) установлено, что при преобразовании юрлица внеплановая проверка не проводится;
2) к новым основаниям отнесены случаи:
— прекращения юрлица и физического лица — предпринимателя (2);
— производство по делу о признании банкротом;
— подача заявления о снятии с учета налогоплательщика (по всей видимости, и в ситуации перехода на учет в другую ГНИ)
7. Плательщиком подана декларация, в которой заявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость, при наличии оснований для проверки, определенных в разделе V НКУ, и/или с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, составляющим более 100 тыс. гривень.
Документальная внеплановая выездная проверка по основаниям, определенным в этом подпункте, проводится исключительно по законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость и/или по отрицательному значению по налогу на добавленную стоимость, составляющему более 100 тыс. гривень (п.п. 78.1.8 НКУ)
Аналогичные основания приводились ранее в п. 9 ст. 111Закона о ГНС и в п.п. 7.7.5 Закона об НДС.
В НКУ устранены «нестыковки» этих положений, и в качестве оснований для проверки указаны обе нормы:
1) в декларации по НДС заявлено право на бюджетное возмещение и имеются основания для проверки, приведенные в разделе V НКУ, а именно в его п. 200.11 (независимо от суммы заявленного бюджетного возмещения). Причем следует учесть, что перечень достаточных оснований, предоставляющих право налоговым органам на внеплановую выездную документальную проверку плательщика НДС для определения достоверности начисления бюджетного возмещения налога, устанавливается Кабмином;
2) задекларированное отрицательное значение НДС (не обязательно заявленное к бюджетному возмещению) составляет более 100 тыс. грн. Также уточнено, что проверка проводится исключительно по вопросам правомерности отражения НДС
8. В отношении плательщика налога подана жалоба о непредоставлении таким плательщиком налогов налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной в случае непредоставления таким плательщиком налогов пояснений и документального подтверждения по письменному запросу органа ГНС в течение десяти рабочих дней со дня его получения (п.п. 78.1.9 НКУ)
Аналогичное основание приводилось ранее в п.п. 7.2.6 Закона об НДС. Однако теперь установлены дополнительные требования к проведению внеплановой проверки — она проводится только в случае, когда «отказавший» в предоставлении налоговой накладной плательщик не предоставит соответствующих пояснений в 10-дневный срок на письменный запрос органа ГНС (1). Впрочем, в п. 201.10 НКУ при указании оснований для проведения такой проверки о письменном запросе уже не говорится, но здесь следует отдать приоритет более специальным нормам п.п. 78.1.9 НКУ
9. Получено постановление суда (определение суда) о назначении проверки или постановление органа дознания, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом по уголовным делам, которые находятся в их производстве (п.п. 78.1.11 НКУ)
Ранее в п. 7 ст. 111 Закона о ГНС приводилось более «размытое» основание для проверки при заведении в отношении налогоплательщика (должностного лица налогоплательщика) налоговой милицией оперативно-розыскного дела.
Теперь же более четко определено, что документами, на основании которых проводятся проверки в данной ситуации, являются постановления указанных в данной норме органов
10. Вышестоящим органом ГНС в порядке контроля за действиями или бездействием должностных лиц органа ГНС нижестоящей службы осуществлена проверка документов обязательной отчетности плательщика налогов или материалов документальной проверки, проведенной нижестоящим контролирующим органом, и выявлено несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства или неполное выяснение во время проверки вопросов, которые должны быть выяснены при проверке для вынесения объективного заключения о соблюдении плательщиком налогов требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС (п.п. 78.1.12 НКУ)
Аналогичное основание приводилось ранее в п. 8 ст. 111Закона о ГНС. Обратите внимание: право на проведение проверки по этому основанию возникает лишь в ситуации, когда в отношении должностных лиц органа ГНС нижестоящего уровня, проводивших документальную проверку указанного налогоплательщика, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело (п.п. 78.1.12 НКУ)
11. В случае получения информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе в результате незаключения плательщиком налогов трудовых договоров с наемными лицами согласно закону, а также осуществления лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации (п.п. 78.1.13 НКУ)
Аналогичное основание приводилось в п. 11 ст. 11 Закона о ГНС. Но если ранее указывалось, что соответствующая информация должна быть получена органом налоговой милиции, то теперь этой конкретики нет.
При этом такие проверки проводятся по общей процедуре, но только по тем вопросам, которые стали основанием для проведения такой проверки (п.п. 78.1.13 НКУ)
12. В случае если должностное лицо контролирующего органа, осуществляющее проверку, отказывается по каким-либо причинам от учета документов, предоставленных плательщиком налогов при проведении проверки и плательщик налогов подает в контролирующий орган, назначивший проверку, документы, определенные в акте проверки как отсутствующие в течение 3 рабочих дней со дня получения акта проверки (п. 44.7 НКУ)
В указанной ситуации контролирующий орган имеет право не принимать решение по результатам проведенной проверки и назначить внеплановую документальную проверку налогоплательщика
13. В случае если отрицательное значение по налогу на прибыль как результат расчета объекта налогообложения декларируется плательщиком налога в течение четырех последовательных налоговых периодов (п. 150.3 НКУ)
Аналогичное основание приводилось ранее в п. 6.3 Закона о налоге на прибыль. При этом проверяется лишь правильность определения объекта налогообложения
14. Выявление расхождений данных налоговой накладной и Единого реестра налоговых накладных является основанием для проведения органами государственной налоговой службы документальной внеплановой выездной проверки продавца и в соответствующих случаях – покупателя товаров/услуг (п. 201.10 НКУ)
Схожее основание, только применительно к расшифровкам контрагентов, содержится на данный момент в разделе 4.1 приказа ГНАУ от 18.04.08 г. №266. Однако даже сама ГНАУ признала, что наличие таких расхождений не является самостоятельным основанием для признания договоров ничтожными (письмо ГНАУ от 29.09.10 г. №20289/7/16-1617), обстоятельства и последствия расхождений будут выясняться в ходе проведения проверки
(1) Обратите внимание: право на проведение проверки возникает только в том случае, если плательщик не предоставит в 10-дневный срок ответ на письменный запрос, который отсылается по процедуре, указанной в п. 73.3 НКУ. Причем в соответствии с этим пунктом порядок получения информации органами ГНС по их письменным запросам определяется КМУ, так что с 01.01.11 г. и до принятия Кабмином соответствующего порядка можно оспаривать правомерность направления таких запросов.
(2) В связи с этим внесены изменения в п. 5 ст. 60 ХКУ, в соответствии с которыми достоверность и полнота ликвидационного баланса должны быть проверены в установленном законодательством порядке с обязательной проверкой ГНИ.

Условия допуска к проведению внеплановых выездных проверок указаны в пп. 78.4, 78.5 НКУ.

Перед проведением проверки представитель органа ГНС обязан вручить плательщику налогов:

1) под роспись копию приказа руководителя органа ГНС о проведении документальной внеплановой проверки;
2) направление на проведение проверки, в котором должны быть указаны те же реквизиты, что и в отношении плановых выездных проверок (рисунок на с. 37).

Последствия действий плательщика после предъявления направления на внеплановую выездную проверку аналогичны рассмотренным выше последствиям касательно плановых выездных проверок. Напомним лишь, что за недопуск проверяющих к проведению проверки на законных основаниях может быть наложен административный арест имущества (п.п. 94.2.3 НКУ).

Сроки проведения внеплановых выездных проверок в соответствии с п. 82.2 НКУ приведены в табл. 4.

Таблица 4. Сроки проведения внеплановых выездных проверок

Категория плательщика

Срок проведения проверки (1)

Срок продления проверки (2)

1. Крупные плательщики налогов(3)
15 рабочих дней
не более чем на 10 рабочих дней
2. Субъекты малого предпринимательства
5 рабочих дней
не более чем на 2 рабочих дня
3. Другие плательщики налогов
10 рабочих дней
не более чем на 5 рабочих дней
(1) Для проверок бюджетного возмещения (отрицательного значения) НДС, указанных в п.п. 78.1.8 НКУ, срок проведения составляет 30 календарных дней, следующих за предельным сроком проведения камеральной проверки (п. 200.11 НКУ), при этом общий срок проведения камеральной и документальной проверок не должен превышать 60 календарных дней (п. 82.4 НКУ).
(2) По решению руководителя органа ГНС.
(3) Проведение проверки крупного налогоплательщика может быть приостановлено по решению руководителя налогового органа

Порядок оформления результатов документальной внеплановой проверки аналогичен рассмотренному выше порядку применительно к документальной плановой проверке.

Внеплановые невыездные проверки. Особенности проведения таких проверок приведены в ст. 79 НКУ, из которой можно сделать такие выводы:

1) основания для проведения внеплановых невыездных проверок аналогичны основаниям для внеплановых выездных проверок

2) условием для проведения таких проверок является направление налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении или вручение ему или его уполномоченному представителю под роспись:

— копии приказа руководителя органа ГНС о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и
— письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки (п. 79.2 НКУ);

3) сроки проведения внеплановых невыездных проверок аналогичны срокам для внеплановых выездных проверок, за исключением возможности их приостановления для крупных плательщиков;

4) присутствие налогоплательщиков во время их проведения не обязательно (п. 79.1 НКУ);

5) процедурный порядок предоставления документов для проверки и оформления ее результатов аналогичен соответствующему порядку для проведения плановых невыездных проверок (об этом см. выше).

Фактические проверки — основные моменты

Понятие. Впервые на законодательном уровне дано определение фактической проверки и приведен процедурный порядок ее проведения:

Что считается документальной проверкой

Извлечение из НКУ

«75.1.3. Фактической считается проверка, проводимая по месту фактического осуществления плательщиком налогов деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется органом государственной налоговой службы по соблюдению порядка осуществления плательщиками налогов расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства по заключению трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами)».

Как видим, в понятие фактической проверки попали, в частности, проверки РРО, оборота подакцизных товаров, а также «трудовые» проверки. Отличительным признаком их является то, что они осуществляются не только на основании документальных данных, а и с использованием информации, зафиксированной с помощью органов зрения и слуха проверяющего.

Основания для проведения. Особая неприятность таких проверок заключается в том, что они проводятся без предупреждения плательщика налогов (п. 80.1 НКУ).

Основания для проведения фактических проверок приведены в ст. 80 НКУ. Рассмотрим основания для наиболее «опасных» проверок:

1. Проверки РРО проводятся при наличии таких обстоятельств:

— получение по результатам проверок других налогоплательщиков или в установленном законодательством порядке от государственных органов или органов местного самоуправления информации, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства относительно осуществления расчетных операций, ведения кассовых операций, при этом возникает необходимость проверки таких фактов (пп. 80.2.1, 80.2.2 НКУ);

— письменное обращение покупателя (потребителя), оформленное в соответствии с законом, о нарушении плательщиком налогов установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций (п.п. 80.2.3 НКУ);

— неподача субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании РРО, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, представление их с нулевыми показателями (п.п. 80.2.4 НКУ);

— выявление по результатам предыдущей проверки нарушений законодательства по вопросам порядка проведения расчетных операций, кассовых операций (п.п. 80.2.6 НКУ). Такая проверка осуществляется единоразово в течение 12 месяцев с даты составления акта по результатам предыдущей проверки (п. 80.3 НКУ).

2. Основаниями для проведения «трудовых» проверок являются следующие:

— получение в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без госрегистрации (п.п. 80.2.7 НКУ);

— выявление по результатам предыдущей проверки нарушений законодательства по вопросам соблюдения работодателем законодательства в отношении заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами) (п.п. 80.2.6 НКУ). Такая проверка осуществляется единоразово в течение 12 месяцев с даты составления акта по результатам предыдущей проверки (п.п. 80.3 НКУ).

3. Для «акцизных» проверок предусмотрены такие основания:

— получение по результатам проверок других налогоплательщиков или в установленном законодательством порядке от госорганов или органов местного самоуправления информации, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства относительно производства и оборота подакцизных товаров (пп. 80.2.1, 80.2.2 НКУ);

— получение в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта налогоплательщиками (п.п. 80.2.5 НКУ);

— выявление по результатам предыдущей проверки нарушений законодательства по вопросам производства и оборота подакцизных товаров (п.п. 80.2.6 НКУ). Такая проверка осуществляется единоразово в течение 12 месяцев с даты составления акта по результатам предыдущей проверки (п.п. 80.3 НКУ).

Контрольные закупки. В НКУ четко оговаривается возможность осуществления органами ГНС перед проведением фактической проверки контрольных расчетных операций. При этом установлено, что товары, которые были получены служебными (должностными) лицами органов ГНС во время проведения контрольной расчетной операции, подлежат возврату налогоплательщику в неповрежденном виде. В случае невозможности возврата такого товара возмещение расходов осуществляется в соответствии с законодательством по вопросам защиты прав потребителей (п.п. 20.1.9 НКУ).

Хронометраж. Не обошли в НКУ вниманием и такой способ сбора информации, как хронометраж, под которым понимается: процесс надзора за ведением хозяйственной деятельности плательщика налогов осуществляется во время проведения фактических проверок и применяется органами ГНС с целью установления реальных показателей по деятельности плательщика налогов, осуществляемой на соответствующем месте ее проведения (п.п. 14.1.264 НКУ).

Здесь следует обратить внимание на то, что исходя из пп. 14.1.264 и 80.8 НКУ хронометраж может проводиться именно во время проведения проверки, а не перед ее началом как контрольная закупка. Поэтому если проверяющие перед предъявлением соответствующих документов, являющихся основанием для допуска к проведению проверок, уже провели хронометраж, такие действия можно обжаловать как неправомерные.

Тем более что по результатам хронометража составляется справка, которая подписывается должностными лицами органа ГНС и должностными лицами субъекта хозяйствования или его представителями и/либо лицами, фактически осуществляющими хозяйственные операции (п. 80.8 НКУ).

Как может в дальнейшем использоваться информация, полученная по итогам проведения хронометража, в НКУ не оговаривается. Ранее же налоговики отмечали, что хронометраж выступает способом получения информации для определения сумм обязательств по косвенным методам (письмо ГНАУ от 14.03.03 г. №2232/5/23-1016).

Условия допуска проверяющих к проведению фактических проверок приведены в п. 80.2, 81.1 НКУ.

Перед проведением проверки представитель органа ГНС обязан вручить плательщику налогов (его представителям или лицам, которые фактически проводят расчетные операции):

1) под роспись копию приказа руководителя органа ГНС о проведении фактической проверки;
2) направление на проведение проверки, в котором должны быть указаны те же реквизиты, что и в отношении плановых выездных проверок

При отказе в допуске к проведению фактической проверке проверяющие проводят те же действия, что и в отношении плановых выездных проверок (об этом см. выше). Вместе с тем из не вполне корректной формулировки п.п. 94.2.3 НКУ нельзя сделать однозначные выводы, может ли в случае отказа проверяющим в допуске к проведению фактических проверок быть применен административный арест имущества плательщика налогов (там говорится лишь об отказе в проведении документальной проверки или от допуска должностных лиц органа ГНС, но конкретно к чему — не указано).

Впрочем, с 01.01.15 г. проверяющие смогут в таких случаях воспользоваться и нормами п.п. 20.1.15.2 НКУ, в соответствии с которыми при недопуске должностных лиц органов ГНС к обследованию территорий и помещений они могут обращаться в суд по поводу приостановления расходных операций налогоплательщика на его счетах в банках и других финансовых учреждениях.

Продолжительность фактических проверок не должна превышать 10 дней (п. 82.3 НКУ), а продолжены они могут быть по решению руководителя органа ГНС не более чем на 5 суток.

Примечательно, что основаниями для увеличения срока фактической проверки являются:

— заявление субъекта хозяйствования (в случае необходимости предоставления им документов, касающихся вопросов проверки);
— сменный режим работы или суммированный учет рабочего времени субъекта хозяйствования и/либо его хозяйственных объектов.

По результатам проведения фактической проверки составляется акт (справка), который регистрируется в органе ГНС в более сжатые сроки (не позднее следующего рабочего дня после окончания проверки). Акт (справка) подписывается лицом, осуществляющим расчетные операции, налогоплательщиком и его законными представителями (при наличии) по месту проведения проверки или в помещении органа ГНС (п. 86.5 НКУ).

В завершение заметим, что в п. 102.3 НКУ упоминается о возможности запрета по решению суда проведения проверки плательщика налогов, но соответствующей нормы в НКУ нет. А разговоры о нюансах проведения проверочных мероприятий еще впереди.

Дата актуализации статьи – 2012г.

Если статья была Вам полезна, Вы можете поделиться ею: