Новый порядок проведения проверок по труду: инспекционные посещения. Что нужно знать и как защищаться?

Порядок государственного контроля за соблюдением законодательства о труде был разработан еще в январе 2017 года, однако так и не был принят Кабинетом министров Украины в связи с вниманием общественности и явными противоречиями порядка целому ряду законов.

Однако, 26 апреля 2017 года этот порядок, практически без изменений, был все же принят КМУ. На момент написания статьи постановление Кабмина № 295 еще не опубликовано, но сомнений, что это произойдет и с середины мая 2017 года новый порядок проверок инспекторов по труду начнет действовать – уже нет.

Давайте вместе разберемся, чего стоить ожидать и как противостоять незаконной проверке.


Кто будет проверять:

Проверять бизнес – юридических и физических лиц (не обязательно физлиц-предпринимателей, но и просто физлиц), которые используют наемный труд теперь могут не только инспектора Гоструда, но и должностные лица исполнительных комитетов местных органов власти.

Количество проверок в начале 2017 года не выросло именно по причине нехватки ресурсов инспекций по труду, и такую нехватку правительство планирует компенсировать с помощью городских советов.

Очевидно, что в ближайшее время при исполкомах городских советов будут созданы подразделения, которые будут проверять тех предпринимателей, которые подпадают под критерии, которые мы укажем ниже. Не думаем, что это произойдет ранее конца лета – осени 2017 года, так процесс создания нового подразделения и обучения сотрудников требует времени, однако избежать появления новой контролирующей структуры уже не удастся.


Кого будут проверять инспектора по труду в первую очередь:

  1. Проверка ждет тех, относительно которых поступила жалоба работника. В этом плане новшеств нет, как и ранее жалоба физлица практически 100% приведет к проверке. Нужно отметить, что порядком конкретизировано, что поводом для проверки является не любая жалоба от любого физлица, а именно связанная с нарушением трудовых прав жалобщика.
  2. Проверка проводится по информации, которая поступила от суда, правоохранительных и других контролирующих органов, которые во время своей деятельности выявили нарушение трудового законодательства.
  3. Также проверка возможна по решению руководителя регионального отделения Гоструда, если он получил информацию о нарушениях законодательства о труда из любых открытых источников, например новостных сайтов – как понимаете, под данный критерий можно подогнать любой бизнес, достаточно одной статьи в СМИ.
  4. По информации налоговой или госстата о наличии задолженности по зарплате, задолженности по оплате ЕСВ, несоответствия количества работников оборотам и объемам производства – также крайне расплывчатые критерии, под которые на том или ином этапе может попасть каждый предприниматель. Достаточно часто сталкиваясь с работой аналитических налоговых программ и зная качество их работы, нам сложно предполагать, что программы анализа критериев нарушения трудового законодательства будут работать эффективнее.
  5. По информации пенсионного фонда о начислении зарплаты на условиях неполного рабочего времени, выплатах по договорам ГПХ более 1 года или если 30% работников работает по договору ГПХ, не проведении индексации зарплаты более года, отпусках без сохранения заработной платы.

Как видим, при таких критериях проведения проверки – она грозит каждому. И если порядок будет соблюдаться, можно прогнозировать, что каждый предприниматель Украины вынужден будет пройти проверку инспектора по труду.


Порядок проведения проверки:

Проверки возможны в форме инспекционных посещений (по сути внеплановая проверка, названная по другому) и не выездных инспекций (аналог налоговой камеральной проверки).
Не выездная проверка будет проводиться по местонахождению инспектора на основании предоставленных субъектом хозяйствования документов.
С инспекционными посещениями все сложнее.

Момент начала инспекционного посещения.

Согласно нового порядка инспектор по труду как Гоструда, так и исполком местного совета, вообще может не уведомлять проверяемого субъекта хозяйствования о том, что проводится проверка, если проверяются вопросы оформления наемных сотрудников и инспектор считает, что такое уведомление помешает проверке. Также порядок не предусматривает обязанности предъявлять направление на проведение проверки.

В тоже время, как мы знаем, постановление кабинета министров Украины не должно противоречить законам Украины, так как они имеют большую юридическую силу.

Однако, утвержденный порядок контроля грубо нарушает Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Так, согласно этого ст. 1 Закона, мероприятия государственного надзора (контроля) это – плановые и внеплановые мероприятия, осуществляемые в форме проверок, ревизий, осмотров, обследований и других формах, определенных законом. Соответственно, инспекционное посещение также является мероприятием государственного надзора.

Согласно статей 4, 8, 10 Закона, плановое или внеплановое мероприятие относительно субъекта хозяйствования должно осуществляться в присутствии руководителя (предпринимателя) или лица, уполномоченного руководителем (предпринимателем).
Любой субъект хозяйствования имеет право не допустить инспектора по труду к проверке, если им нарушены или не соблюдены требования законодательства. А именно, в случае с инспекционным посещением, такие нарушения могут заключаться в следующем:
• Инспектор по труду не предоставил копию направления на проверку или такое направление не соответствуют требованиям настоящего Закона;
• Инспектор по труду не внес запись об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) в журнала регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) (при наличии такого журнала)
• Инспектор по труду осуществляет повторную внеплановую проверку по тому же факту (фактам), который был (были) основанием для проведенного внеплановой проверки.

Также закон четко предусматривает, что даже если инспектор по труду пришел к вам на внеплановую проверку, он, кроме служебного удостоверения, должен иметь с собой направление на проверку. Копия направления должна быть вручена руководителю (предпринимателю) или представителю проверяемого субъекта хозяйствования.

Однако, как мы уже указывали, вновь утвержденный порядок игнорирует данные положения, что однозначно приедет к судебным спорам. Согласно Конституции Украины органы государственной власти должны действовать исключительно способом и в границах предусмотренных законом.

Соответственно, если при проверке не будут соблюдены требования закона по уведомлению субъекта хозяйствования о начале проверки и не будет предоставлено направление с записью в журнал проверок – любые результаты проверки будут признаны судом противоправными.

Если предприниматель не находится по месту регистрации или отсутствуют документы?

Есть целый ряд бизнесов, которые просто физически не могут находится по месту регистрации. Например предприниматель-физлицо занимается грузоперевозками. При этом регистрацию он все равно обязан пройти по месту своей прописки.

Такую ситуацию порядок контроля ставит в один ряд с созданием препятствий в деятельности инспектора труда (отказ в допуске к проведению посещения (непредставление информации, необходимой для проведения инспекционного посещения или не выездного инспектирования), но при этом позволяет избежать ответственности.

В этих случаях составляется акт о невозможности проведения инспекционного посещения, копия акта направляется органам, которым подчинен объект посещения (при наличии), для принятия мер по устранению препятствий и обеспечения присутствия объекта посещения по своему местонахождению.

Соответственно, как мы видим, поскольку ФЛП никому не подчинен, для физического лица-предпринимателя гораздо более выгодно не оказаться в месте своей регистрации в момент посещения инспекторами. Аналогичная ситуация для целого ряда юридических лиц.

В случае отсутствия документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, предпринимателю направляется копия акта о невозможности проведения инспекционного посещения или не выездного инспектирования и письменное требование с указанием срока восстановления документов. На время выполнения такого требования срок проведения инспекционного посещения или не выездного инспектирования останавливается.
Как видим, в этом порядок также занимает либеральную позицию, позволяющую восстанавливать документы.


Какие права у инспектора по труду и у предпринимателей:

Полномочия инспектора по труду:

Сразу оговоримся, что целый ряд полномочий инспекторов по труду противоречит законодательству, а некоторые из полномочий весьма проблематично реализовать на практике. Давайте рассмотрим их по отдельности:

1) при проведении проверки по вопросам выявления неоформленных сотрудников самостоятельно и в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда посещать любые производственные, служебные, административные помещения.

То есть, согласно порядка контроля, инспектору по труду, в отличии от органов СБУ или полиции не нужно решения суда для проникновения в жилье или другое владение лица. Считаем, что такие положения порядка грубо нарушают ст. 30 Конституции Украины и вряд ли будут применять на практике.

2) знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащие информацию / сведения по вопросам, которые являются предметом посещения, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещение их копии или выписки.

Такие полномочия вполне стандартны и логичны. При этом инспекторам по труду запрещено изымать у предпринимателей оригиналы финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеров и их частей.

3) самостоятельно или в присутствии свидетелей задавать руководителю и / или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и / или письменные объяснения.

Нужно обратить внимание на тот нюанс, что задавать вопросы инспектор по труду конечно же может, но ни один нормативный акт не предусматривает ответственность для руководителя или сотрудника за отказ отвечать на вопросы инспектора. В тоже время, как показывает практика, сотрудники субъекта хозяйствования, при проверке, несмотря на многочисленные указания руководства, все равно начинают давать пояснения проверяющим. Избежать этого можно только практическими тренингами с практикой действий при проверках.

4) при наличии признаков уголовного преступления и / или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов.

На практике нужно понимать, что проверяющие сразу будут приходить с патрульными полиции или же будут вызывать их при конфликте. Необходимо понимать, что любой полицейский имеет крайне мало полномочий при таком вызове. Он может пресекать нарушения общественного порядка или требовать документы с целью установления личности для фиксации административного правонарушения. Однако, если руководитель и/или сотрудники ничего не нарушают, то отсутствует обязанности давать пояснения и предъявлять документы сотрудникам полиции.

5) на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения.

Также весьма логичное право. В тоже время, очень часто предприниматели просто не имеют возможности создать новое рабочее место в офисе или забрать его у действующего сотрудника. Соответственно, предоставление проверяющему места в подвале или на кухне офиса не будет нарушением, если другие места для установки дополнительного письменного стола отсутствуют.

6) фиксировать проведения инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники.

Данное право также не противоречит законодательству, однако необходимо обращать внимание на возможность компиляции видеофрагментов и особенности их фиксации в материалах проверки.

Права предпринимателя:

Права, предоставляемые бизнесу новым порядком контроля, гораздо уже прав, предоставляемых законом. Таким образом мы должны учитывать их, но руководствоваться все же законом, как юридическим актом большей силы.
Итак, права предпринимателя это:

1) проверять у инспектора труда наличие служебного удостоверения;
2) не допускать к проведению инспекционного посещения в случае:
отсутствия служебного удостоверения;
если на официальном сайте Гоструда отсутствуют решения Минсоцполитики о формах служебного удостоверения инспектора труда, акта, справки, предписания, требования, перечень вопросов, подлежащих инспектированию;
если срок проведения инспекционного посещения превышает сроки 10 рабочих дней, а для малого бизнеса 2 рабочих дней;
3) подавать в письменной форме свои объяснения, замечания об устранении нарушений к акту или предписанию;
4) требовать от инспектора труда внесения записи о проведении инспекционного посещения в соответствующий журнал проверок объекта посещения (при его наличии) перед предоставлением акта для подписи руководителем объекта посещения или его уполномоченным представителем;
5) перед подписанием акта быть информированным о своих правах и обязанностях;
6) требовать от инспектора труда соблюдения требований законодательства;
7) требовать неразглашения информации, составляющей коммерческую тайну или конфиденциальную информацию объекта посещения;
8) обжаловать в установленном законом порядке неправомерные действия инспектора труда;
9) получать консультативную помощь от инспектора труда с целью предотвращения нарушений при проведении инспекционных посещений, невыездных инспекций.

Как видим, перечень прав, предоставляемых порядком, по сути носит декларативный общий характер и значительно сужает права, предоставленные законом.


Оформление результатов проверки:

По итогу проверки составляются акт проверки и, если выявления нарушения предписание об их устранении.

Один экземпляр акта остается у проверяемого субъекта хозяйствования. Интересно, что согласно порядка, материалы, зафиксированные средствами аудио-, фото- и видеотехники в ходе инспекционных посещений приобщаются к акту в бумажном или электронном виде на дисках для лазерных систем считывания. Соответственно нужно требовать предоставления акта с копией таких материалов.

При чем, если вы не согласны с актом – вы можете его и не подписывать (хотя мы рекомендуем подписать с возражениями). В случае отказа акт будет составлен в трех экземплярах. Два экземпляра акта в течение следующего рабочего дня направляются предпринимателю почтой заказным письмом с описью, один из которых субъект хозяйствования обязан вернуть инспектору. В случае невозврата акта проверки составляется акт об отказе от подписи в двух экземплярах, один из которых направляется предпринимателю заказным письмом с уведомлением о вручении.

Замечания к акту могут быть поданы на протяжении 3 рабочих дней с дня подписания акта и должны быть рассмотрены письменно также в течение 3 рабочих дней.
Замечания к акту проверки являются важным этапом подготовки к будущему судебному обжалованию акта и/или предписания, и не советуем им пренебрегать.


Выводы и рекомендации:

Итак, основной проблемой утвержденного порядка контроля за соблюдением законодательства о труде является противоречие этого порядка Закону Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».
Как на практике будет происходить право применение этих двух нормативных документов покажет только время и первые судебные процессы.
Однако, как юридическая компания, защищая бизнес в суде более 10 лет, мы весьма оптимистично настроены относительно судебных перспектив, если инспектора по труду будут руководствоваться порядком, а не законом.

Из рекомендаций можно выделить:
– обязательно присутствие профессионального юридического советника при проведении проверки;
– проведение тренингов с сотрудниками относительно поведения при проверке и общения с проверяющими;
– проверка данных о местонахождении бизнеса в государственных реестрах и принятие решения о соответствии его реальному местонахождению;
– уменьшение критериев по которым бизнес подпадает под проверку.

Дата актуализации статьи – май 2017г.

20.05.2017

Если статья была Вам полезна, Вы можете поделиться ею:

У Вас есть вопросы или Вы готовы договориться о встрече?

Вы можете задать вопрос через форму на сайте или связаться с нами любым удобным Вам способом