РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ: НОТАРИУС ИЛИ ГОСРЕГИСТРАТОР?

01 января 2013 г. в Украине действует два субъекта, к функциям которых отнесена государственная регистрация прав на недвижимость – это Госрегистратор прав и нотариус как специальный субъект, на которого возлагаются функции государственного регистратора прав на недвижимое имущество.

Возникает закономерный вопрос: к кому же тогда обращаться за госрегистрацией права?

Порядком госрегистрации установлено, что орган государственной регистрации прав проводит:
– государственную регистрацию права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество по месту расположения такого имущества;
– государственную регистрацию обременений вещных прав на недвижимое имущество независимо от места расположения такого имущества;
– учет бесхозного недвижимого имущества.

В свою очередь, нотариус проводит государственную регистрацию прав:
– регистрация которых проведена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения, во время совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства (нотариус, которым совершается такое действие);
– в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства (нотариус, которым совершенно такое действие).

Из изложенного следует, что органами государственной регистрации прав осуществляется «первичная» регистрация вещных прав на недвижимое имущество (новопостроенных домов, квартир в новостройках или новосформированных земельных участков), а также всех прав на недвижимое имущество, возникших до 01.01.13 г. То есть орган государственной регистрации прав регистрирует соответствующие права на недвижимое имущество, в частности:
– с выдачей свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество {1} (в том числе на новопостроенные, реконструированные объекты недвижимого имущества, в связи с внесением в уставный фонд юридического лица недвижимого имущества);
– на основании решений органов власти (включая соответствующие решения суда, вступившие в законную силу);
– вещных прав, возникших до 01.01.13 г. и не зарегистрированных в соответствии с законодательством Украины, действовавшим на время их возникновения.

При этом действующее законодательство предоставляет лицу право самостоятельно избирать орган государственной регистрации прав в случае, когда в пределах территории, на которой находится недвижимость, действует два или более органов государственной регистрации прав. Общий срок проведения государственной регистрации права собственности и прочих вещных прав составляет 14 рабочих дней.

Нотариус, в свою очередь, регистрирует переход права собственности на недвижимое имущество, в том числе при переходе права собственности от одного лица к другому и лишь тогда, когда государственная регистрация права собственности на такое имущество уже была проведена ранее, то есть осуществляет «вторичную» государственную регистрацию недвижимости. При удостоверении договоров купли-продажи, мены, дарения недвижимого имущества и земельных участков, приобретения права собственности на унаследованную недвижимость и т.п. нотариус будет осуществлять одновременно процедуру государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество.

Также вы всегда можете получить консультацию у нашего адвоката.

Другие статьи Консультации

21.11.2013

Если статья была Вам полезна, Вы можете поделиться ею:

У Вас есть вопросы или Вы готовы договориться о встрече?

Вы можете задать вопрос через форму на сайте или связаться с нами любым удобным Вам способом